Дания

daniaflag.png        Greenlandflag.jpg

Дания, Гренландия (по состоянию на 20.08.2015)

1. Административное деление территории страны

Дания является конституционной монархией, включающей в себя пять регионов и 98 муниципалитетов.

dania.png

Гренландия и Фарерские острова являются частью Королевства Дании, но имеют автономный статус и в значительной степени осуществляют самоуправление.

Министерством, несущим основную ответственность за официальный контроль продуктов питания, кормов и занимающимся вопросами, связанными с ветеринарией, в Дании является Министерство продовольствия, сельского хозяйства и рыболовства (МПСХР). Датская ветеринарная и продовольственная администрация (ДВПА), являющееся агентством Министерства, несет ответственность за безопасность продуктов питания и кормов, а также здоровье животных.

2. Информация о структуре центрального аппарата и территориальных подразделенийкомпетентных органов в области ветеринарного контроля.

2.1  Структура ветеринарной администрации страны

Датская ветеринарная и продовольственная администрация (ДВПА) является частью Министерства продовольствия, сельского хозяйства и рыболовства (МПСХР).

ДВПА несет ответственность за вопросы, связанные с пищевыми продуктами, кормами и ветеринарией, в том числе за защиту прав животных.

Санкционирование и контроль производства и распределения ветеринарных медикаментов  находится в компетенции Датского агентства здравоохранения при Министерстве здравоохранения и предотвращения заболеваний.

  • В ДВПА работает 1630 постоянных сотрудников
  • Ветеринарное отделение (210 сотрудников)
  • Отделение безопасности пищевых продуктов и подкормки (485 сотрудников)
  • Отделение ветеринарно-санитарной инспекции (518 сотрудников)
  • Департамент финансов, включая лаборатории (300 сотрудников)
  • Отделение связи и инноваций (125 сотрудников)

2.2. Объем и источники финансирования ДВПА в цифрах (2015 г.)

Общий бюджет: датских крон 1.118,5 млн/евро 150 млн.

Доход: датские кроны 620,1 млн/евро 83,1 млн, из которых ветеринарно-санитарная инспекция взимает : датские кроны 245,3/евро 32,9 млн.

Госдотация: датские кроны 528 млн/евро 70,7 млн.

3. Информация о законных полномочиях компетентных органов в области ветеринарного контроля

3.1  Юридическое основание

Задачи и полномочия ДВПА изложены в Правительственном распоряжении о задачах и полномочиях ДВПА, Правительственное распоряжение № 558 от 28 мая 2014 г. https://www.retsinformation.dk/Forms/R0710.aspx?id=162934 (На датском языке)

3.2  Полномочия ветеринарных учреждений

Министерство, несущее основную ответственность за официальный контроль качества пищевых продуктов, подкормки, а также за вопросы, связанные с ветеринарией, в Дании - Министерство продовольствия, сельского хозяйства и рыболовства (МПСХР).

Датская ветеринарная и продовольственная администрация ДВПА, являющаяся агентством Министерства, несет ответственность за безопасность пищевых продуктов и подкормки, а также здоровье животных. Ответственность за защиту прав животных распределена между МПСХР, ДВПА и Датским агентством сельского хозяйства и рыболовства, которое также отвечает за здоровье растений. Ответственность за официальный контроль защиты прав животных, управление дорогами во время транспортировки животных несет полиция при Министерстве юстиции

3.Сотрудничество с компетентными органами

ДВПА поддерживает сотрудничество и связь на всех уровнях, в частности в вопросах планирования, осуществления контроля и отчетности. Проводятся регулярные встречи для поддержки процессов планирования и осуществления. Административные подразделения ДВПА снабжают контролирующие инстанции (ОККПП, ОВК и ПВСИ) руководством относительно: мониторинга; графика отбора образцов; введение в действие национальных законов и законов ЕС; официальные процедуры, связанные с продовольствием и обучением. ДВПА проводит координационные собрания с местными властями относительно введения в действие национальных законов и законов ЕС и обмена информацией. Деятельность координируется посредством проведения регулярных собраний, двусторонних встреч, телефонных конференции, видео-связь и многочисленных неформальных контактов.

3.1. Взаимодействие ветеринарных органов различных уровней

Субнациональной правительственной ветеринарной службы не существует.

Главные офисы ДВПА расположены в г.Глоструп рядом с Копенгагеном. Офисы контроля качества пищевых продуктов и офисы ветеринарного контроля находятся в разных частях страны. Персонал Ветеринарно-санитарного подразделения работает на скотобойнях, а руководство Ветеринарно-санитарного подразделения находится в Вейле в восточной части Ютландии. Политика разрабатывается и координируется в Главном офисе.

Главный офис ДВПА имеет полномочия давать указания локальным офисам. Главный офис издает нормативы и сопутствующие директивы; осуществляет общую приоритизацию; разрабатывает директивы для инспекции; координирует контролирующие процедуры; создает и ведет общий реестр; и организует общенациональные компании.

ДВПА располагает пятью ОККПП, расположенными на территории всей страны. Ответственность ОККПП заключается в проведении процедур инспекции как производства, так и конечного продукта. Офисы проводят программы национального контроля, предназначенные для удовлетворения локальных потребностей. Визиты с инспекцией продовольственных компаний включают инспекторскую проверку программ самостоятельного контроля, соблюдения санитарно-гигиенических норм и маркировки. Задачи ОККПП включают следующее:

  • Регистрация и выдача разрешений на осуществление деятельности для компаний, занимающихся продуктами питания и кормами; проверка разрешений; инспекция компаний, занимающихся продуктами питания и кормами; пограничный контроль импорта/экспорта живых животных; пищевых продуктов и непищевых продуктов животного происхождения.
  • Отбор проб для лабораторного анализа; расследование нарушений; обработка заявлений, имеющих отношение к регистрации и маркировке; и выдача экспортных сертификатов. ОККПП также несут ответственность за регистрацию или выдачу разрешений и инспекцию предприятий, которые занимаются транспортировкой, обработкой, хранением или продажей продуктов питания и кормов.

Офисы ветеринарного контроля (ОВК)

ДВПА располагает тремя ОВК, находящимися по всей территории страны. Ответственность ОВК заключается в инспекции производства продукции животноводства на фермах и контроль на перевалочных пунктах. Эти офисы адаптируют национальные программы контроля к местным потребностям. Инспекция производства животноводческой продукции включает контроль защиты прав животных и использование ветеринарных препаратов. Задачи ОВК включают в себя следующее:

  • Разработка и сопровождение схем экстренного реагирования на заразные болезни животных, а также мониторинг и борьбу со вспышками заболеваний.
  • Регистрация и выдача разрешений на осуществление деятельности для стад, непродовольственных компаний и перевозчиков; инспекция стад и непродовольственных компаний; и проверка контролепригодности живых животных.
  • Отбор проб для лабораторных анализов; расследование нарушений; обработка заявлений, имеющих отношение к регистрации и проверке контролепригодности живых животных; и выдача сертификатов.

Офисы ветеринарного контроля на Юге (ОВК-Ю) ответственны за выполнение всех задач ОВК, относящихся к фермам аквакультуры в Дании. ОВК-Юг осуществляет свою деятельность посредством специального отделения; Офис ветеринарного контроля на Юге, Аквакультура (ОВКЮА).

В ОВКЮА, три ветеринарных специалиста - рыбных патологоанатома занимаются всей деятельностью ОВК, имеющей отношение к аквакультуре в Дании. Один из этих официальных ветеринаров, д-р Хенрик Коршолм, возглавляет отделение.

ДВПА имеет 2 специальные целевые группы

  • Целевая группа инспекции пищевых продуктов: целевая группа инспекции пищевых продуктов была создана для проведения расследований случаев мошенничества и проверки счетов и документов помещений, где находятся пищевые продукты. Она состоит из трех групп, осуществляющих деятельность в трех разных локациях в Дании, которые могут оперировать в масштабах всей страны в сотрудничестве с ОККПП.
  • Ветеринарная целевая группа: ветеринарная целевая группа осуществляет инспекцию в отношении защиты прав животных и в отношении использования ветеринарных медикаментов.

3.2.Датское агентство сельского хозяйства и рыболовства

Датское агентство сельского хозяйства и рыболовства (ДАСХР) – эта агентство при Министерстве продовольствия, сельского хозяйства и рыболовства. Сотрудники Датского агентства сельского хозяйства и рыболовства, в количестве приблизительно 1200 человек, прилагают усилия в масштабе страны для создания оптимальных условий для стабильного роста и «зеленой трансформации» в таких отраслях как:

  • Сельское хозяйство       
  • Рыболовство и аквакультура       
  • Растениеводство и огородничество

Датское агентство сельского хозяйства и рыболовства несет ответственность за 4 сферы:

  • Ресурсы и организация
  • Субсидии
  • Контроль
  • Регулирование

Каждая сфера подразделяется на разные центры, а каждый центр - на различные подразделения. Главный офис ДАСХР находится в Копенгагене. ДАСХР издает административные распоряжения и готовит поправки к законам, выполняет ряд административных функций как официальный орган, проводит официальные инспекции, предоставляет услуги органам власти; разрабатывает политику в сфере своей компетенции и представляет область МПСХР в диапазоне международной организации в пределах сферы своей компетенции

Центр контроля (рыбы) ДАСХР

Центр осуществляет мониторинг, инспекцию и контроль промысловой деятельности на море, доставки рыбы на берег и пресноводного рыболовства. Контроль и инспекция касается как коммерческого, так и рекреационного рыболовства. Задачи, которые Центр выполняет для Датской ветеринарной и продовольственной администрации (ДВПА) изложены в правительственном распоряжении, предоставляющем Центру контроля права проводить санитарно-гигиеническую инспекцию рыболовецких суден (за исключением рефрижераторных суден, плавучих баз-фабрик и суден, на которых готовятся креветки). Он также контролирует прямую доставку на берег свежей рыбы из ЕС и третьих стран, а также инспекцию и контроль свежей рыбы на борту рыболовецких суден, на месте доставки на берег и на аукционных рынках сбыта.

Центральное отделение находится в Копенгагене. Центр контроля включает семь региональных офисов рыболовецкой инспекции и некоторые местные промыслы по всей стране:

  • Западная инспекция с офисами в таких городах как Фредериксхавн, Никобинг Морс, Эсбьерг, Рандерс, Тиборон и Хвиде Санде;
  • Восточная инспекция с офисами в Роскилле, Фредерисии и Ренне.

Центр контроля также включает в себя специальное подразделение для оценки риска, которое находится в Эсбьерге. Круглосуточный сервис, получающий предварительное уведомление о доставке на берег рыбы как для потребления человеком, так и для промышленных целей, также является частью Центра контроля и расположен в Эсбьерге. Кроме того, Центр контроля располагает тремя инспекторскими суднами для проведения проверок в море.

3.3   Контроль за исполнением ветеринарного законодательства

Приоритеты

Проверки, осуществляемые без предварительного уведомления

Законом о законных правах №. 442 от 9 июня 2004 г. предусматриваются определенные процедуры предварительной проверки государственных органов власти.

Что касается контроля в сфере продовольствия, ДВПА используются следующие методы и приемы: аудит; инспекция; мониторинг; проверка; отбор проб и анализ. Инспекторские визиты к операторам хозяйственной деятельности в сфере производства продуктов питания осуществляются в основном в качестве аудиторских проверок на основе программы самостоятельного контроля и результатов. Контроль здоровья животных и зоонозов осуществляется в основном путем мониторинга и дополняется с помощью отбора проб. Мониторинг проводится на основе ежегодных программ по борьбе с заболеваниями, в которых приняты во внимание предыдущие результаты отбора проб и записи (ЦРЖ, ВетСтат и TRACES).

Пробы, не соответствующие требованиям, могут подлежать инспекции.

Инспекции кормов охватывают все виды кормов для животных и все этапы производства, импорта, и использования продукции для питания животных.. Контроль кормов и здоровья растений осуществляется в основном в форме инспекторских проверок и ревизий. Также ежегодно планируются национальные кампании по проверке. Что касается отбора проб и анализа, ДВПА формирует ежегодные планы с учетом антибиотиков (в том числе запрещенных для питания животных); всех нежелательных веществ; заражения сальмонеллой и обработанных животных белков.

Меры, предпринимаемые в случае обнаружения нарушений.

Инспектора ДВПА имеют полное право инспектировать и применять любые меры воздействия и санкции в случае невыполнения требований.

Полномочия инспекторов включают следующее: право доступа к помещениям; наложение ареста на товар; изъятие свидетельства; наложение обязательств; ограничения на вывод товара на рынок и запрет, а безопасная утилизация. Санкции за несоответствия требованиям состоят из выписки приказа или формальной инструкции (например, приказ о запрете; штраф; конфискация или удержание пищевых продуктов; выписка или изъятие разрешения с условиями; прекращение операции, осуществляемой с продуктами питания). Также о предприятии могут сообщить в полицию. Также может быть издан приказ об обучении сотрудников или использовании консультантов для решения более сложных проблем.

Правовое поле для санкций ДВПА в этой области включает Закон о продовольствии, Закон о кормах и Закон о животноводстве. Некоторые из этих юридических актов не включают точные уровни налогов, но обеспечивают юридическую базу для санкций. Размер налогов основывается на предыдущих судебных случаях, и основными инструментами привлечения к ответственности являются:

  • приказ о запрете
  • ордер на принудительное осуществление в судебном порядке (запрет – например, требование усовершенствовать самостоятельную проверку, запрет на производство, коррекция, внешнее обучение, консультации),
  • административный штраф (вместо сообщения в полицию в определенных четко оговоренных случаях),
  • сообщения в полицию (серьезные махинации и регулярные нарушители).

Санкции, примененные в наказание за несоблюдение требований, зависят от конкретных условий. Если это первое несоблюдение требований, и оно не является серьезным, ДВПА делает предупреждение. В противном случае применяется более строгая санкция – приказ о запрете, административный штраф, аннулирование разрешения или сообщение в полицию.

4. Информация об обучении и повторном обучении персонала компетентным государственным органом, ответственным за инспектируемое предприятие

4.1 Система обучения ветеринарных специалистов

Все вакансии на постоянное место работы должны быть публично анонсированы. ДВПА требует документ, подтверждающий образование и соответствующий опыт работы.

Датская ветеринарная и продовольственная администрация имеет стратегию компетентности, целью которой является следующее:

  • Упрочить связь между стратегическими приоритетами Датской ветеринарной и продовольственной администрации и усилиями, направленными на развитие профессиональных навыков и умений, так чтобы развитие профессиональных навыков помогало усилить производительность Датской ветеринарной и продовольственной администрации.
  • Разъяснить требования, ожидания и возможности для сотрудников, а также их задачи.

Стратегия компетентности касается всех сотрудников Датской ветеринарной и продовольственной администрации.

Информация об аквакультуре:

Подготовка новых человеческих ресурсов в Офисе ветеринарного контроля- Юг, Аквакультура в основном осуществляется посредством обучения, предоставляемого персоналом со стажем работы в данной области 31 год и 8 лет соответственно. Все участники группы принимают участие в специализированном курсе подготовки ЕС (BTFS) в сфере аквакультуры, законодательства, касающегося здоровья животных аквакультуры и борьбы с заболеваниями у животных аквакультуры. Самый опытный сотрудник часто преподавал на курсах BTFS и работал в качестве эксперта в в составе экспертных миссий Бюро ЕС по техническому содействию и обмену информацией.

4.2 Обучение специалистов компетентных органов и предприятий, производящих продукты животного происхождения, ветеринарно-санитарным требованиям и нормам Таможенного союза и Российской Федерации

Датская ветеринарная и продовольственная администрация предпринимает необходимые меры, чтобы ее сотрудники имели требуемую компетенцию для осуществления контроля, и обеспечивает обучение для гарантии соответствия высоким стандартам.

Датская ветеринарная и продовольственная администрация предлагает курсы для сотрудников, проводимые на постоянной основе. На этих курсах сотрудники получают обучение юридическим тонкостям, практические навыки, а также изучают академические предметы в той степени и в том темпе, который необходим.

Ежегодно обсуждая вопросы личного развития, менеджеры оценивают квалификацию сотрудников и решают в сотрудничестве с каждым из них, какое обучение является необходимым. Сотрудников поощряют указывать свои потребности в обучении. В случае же если менеджеры укажут свои потребности в этом плане, сотрудников поощряют получить это необходимое дополнительное обучение.

Лидерами секций обычно являются опытные инспекторы, которые когда-то работали на этой должности, обладающие хорошими менеджерскими навыками. Лидеры секций осуществляют качественный контроль и надзор за инспекторами. Каждый год они совершают это по отношению к ряду инспекторов, следя за тем, чтобы их инспекция соответствовала требованиям. Каждый год за 50 % инспекторов должны быть осуществлен качественный надзор и контроль. ДВПА имеет предписания насчет качественного надзора и контроля.

Обучение инспекторов

Инспекторов знакомят со всеми имеющими к ним отношение законами посредством рабочего обучения и курсов повышения квалификации. Все официальные ветеринарно-санитарные инспектора и сотрудники нанимаются ДВПА, и ДВПА предпринимает необходимые меры, чтобы все требования были удовлетворены, посредством использования различных процедур контроля:

  • нормативный показатель для инспекций рыболовецких предприятий
  • надзор за отдельным сотрудником
  • ежедневная проверка работы официальных инспекторов

5. Аквакультура

5.1 Типы гидробионтов, культивируемые в стране

Все компании по производству аквакультуры (КПА) зарегистрированы в Центральном реестре животноводства (ЦРЖ). По состоянию на 8 декабря 2014 г., в Дании было 229 КПА с лососевыми, 8 КПА с угрями, 4 КПА с судаком, 1 КПА с калкановыми, 2 КПА с осетровыми, 2 КПА с камбалами, 2 КПА с карпами и 4 научно-исследовательских учреждения.

Большая часть из 229 компаний по производству аквакультуры (КПА) с лососевыми являются пресноводными рыбными фермами, но 22 из 229 КПА являются морскими рыбными фермами с производством в круговых сетевых заграждениях, и еще 6 КПА осуществляют производство в морских резервуарах / лотках.

Морские рыбные фермы производят радужную форель. Радужная форель весом 800 - 1200 г переносится из пресноводных рыбных ферм в морские фермы в апреле / мае; рыбу забивают в октябре / ноябре / декабре, когда она достигла размеров 3 - 5 кг. Морские рыбные фермы также производят икру радужной форели для международного рынка.

14 КПА производят мальков или смолтов для увеличения запасов дикого лосося и форели.

В течение последних десяти лет в Дании появился ряд морских объектов аквакультуры, которые выращивают мидии на веревках в толще воды, в отличие от естественного производства на морском дне. В настоящее время существует 43 завода с общим годовым производством около 700 тонн мидий.

5.2 Национальные программы борьбы с заболеваниями гидробионтов

Наблюдение за состоянием здоровья водных животных в Дании основано на обязательстве уведомлять о подозрении на заболевания животных, обязательстве сообщать о повышенной смертности, профилактических инспекторских проверках и лабораторных исследованиях образцов, полученных в ходе наблюдения.

5.2.1 Обязанность уведомлять о подозрении на заболевания животных

Закон Дании о здоровье животных 2004 года является законодательной базой для текущей процедуры уведомления.

Заболевания животных, подлежащие обязательной заявке, которые перечислены в Правительственном распоряжении № 54 от 26 января 2011 года, делятся на две группы: список 1 и список 2. О любом подозрении на заболевание из списка 1 должны быть немедленно сообщено в ДВПА, тогда как уведомления о заболеваниях из списка 2 являются обязательными только после подтверждения наличия заболевания. Датский список 1заболеваний, подлежащих обязательной заявке, включает в себя следующие заболевания рыб: эпизоотический гематопоэтический некроз, эпизоотический язвенный синдром, весенняя виремия карпа, вирусная геморрагическая септицемия лососевых, инфекционный некроз кроветворной ткани лососёвых рыб, инфекционная анемия лосося и вирус герпеса декоративного карпа. Датский список 2 заболеваний, подлежащих обязательной заявке, включает в себя следующие заболевания рыб: инфекционный некроз поджелудочной железы лососевых и бактериальную почечную болезнь лососевых.

5.2.2 Обязательство уведомлять о повышенной смертности

Законодательной базой для обязательства уведомлять о повышенной смертности является Правительственное распоряжение № 965 от 18 июля 2013 года и Правительственное распоряжение № 968 от 18 июля 2013 года.

5.2.3 Профилактические осмотры

Во время профилактических осмотров, проводимых в рамках официального наблюдения, все хозяйственные объекты (садки, резервуары и пруды) проверяются на предмет наличия мертвых, слабых рыб и рыб, демонстрирующих аномальное поведение.

5.2.4 Лабораторное исследование образцов, полученных в ходе наблюдения

Все получившие разрешение компании по производству аквакультуры (КПА) проходят инспекторскую проверку минимум раз в год, и образцы берутся по крайней мере каждый второй год. Хозяйства, разводящие рыб-производителей проверяются дважды в год, и образцы берутся в процессе каждой инспекции. Образец для лабораторного исследования состоит из 30 рыб, разделенных на три пула по 10 особей.

5.3 Основные регионы культивации гидробионтов и национальные программы их мониторинга

Почти все датские пресноводные рыбные фермы базируются в Ютландии. Несколько КПА, целью которых является поддержание популяций промысловой рыбы, находятся на острове Фюн, в Зеландии и на островах Борнхольм.

Морские рыбные фермы расположены в морском поясе, на юге и западе Зеландия, вдоль восточного побережья Ютландии, и одна - возле острова Самсо. Все они находятся на относительно защищенных от ветра территориях.

Дания осуществляет интенсивный рыболовный промысел в сфере природных запасов мидий (Mytilusedulis). Природные запасы европейской плоской устрицы (Ostreaedulis) существуют только в Лим-фьорд. Производство аквакультуры устриц все еще находится на экспериментальной стадии, однако имеет место производство в естественной среде в существенных масштабах. В течение последних десяти лет в Дании появился ряд морских объектов аквакультуры, которые выращивают мидии на веревках в толще воды, в отличие от естественного производства на морском дне. В настоящее время существует 43 заводов с общим годовым производством около 700 тонн мидий.

5.4. Национальные программы контроля кормов и кормовых добавок для гидробионтов

Контроль предприятий, осуществляющих деятельность в сфере кормов

Датская ветеринарная и продовольственная администрация обеспечивает соблюдение закона и осуществляет мониторинг и проверку того, как операторы соблюдают соответствующие необходимые требования на всех стадиях цепи: импорт, производство, обработка и распространение.

Контроль кормов в хозяйствах аквакультуры

Датские хозяйства аквакультуры осуществляют подкормку с использованием исключительно купленного комбикорма. Самостоятельно хозяйства аквакультуры не могут производить оптимальную подкормку.

5.5.2 Требований и нормы для транспортировки рыбы, рыбо-/морепродуктов

В Дании транспортировка сельскохозяйственных животных должна осуществляться в соответствии с требованиями Директивы Совета 2006/88/EC, приведенной в исполнение в рамках датского законодательства в Правительственном распоряжении № 965 от 18 июля 2013 г.

5.5.3 Дератизация, дезинфекция: список разрешенных препаратов, контроль их производства и применения

Производители и импортеры контактирующих с пищевыми продуктами материалов должны быть зарегистрированы в Датской ветеринарной и продовольственной администрации. Официальный контроль в этих компаниях основан на проверке Декларации о соответствии для их материалов, контактирующих с пищевыми продуктами.

5.5.4. Меры, принятые в стране для утилизации и уничтожения биологических отходов, которые возникают в процессе выращивания рыбы, а также производства рыбы, рыбо-/морепродуктов.

Отходы/побочные продукты животного происхождения с ферм аквакультуры

Погибших водных животных на фермах аквакультуры утилизируют в соответствии с Директивой о побочных продуктах животного происхождения (1069/2009).

Мертвых водных животных хранят в хозяйствах аквакультуры; их собирает зарегистрированный оператор и транспортирует к зарегистрированной биогазовой установке. В биогазовой установке мертвые водные животные проходят обработку в соответствии с требованиями Директивы (142/2011), приложение V. Мертвые водные животные должны быть пастеризованы при 70 градусах Цельсия в течение часа, чтобы погибли все болезнетворные микроорганизмы.

Отходы/побочные продукты животного происхождения от производства рыбо-/морепродуктов

Рыбо-/морепродукты, которые производятся из животных аквакультуры:

Побочные продукты животного происхождения от производства рыбо-/морепродуктов в основном используются для производства кормов для пушных зверей и корма для домашних животных.

Рыбо-/морепродукты, которые производятся изпромышленной рыбы/акватических животных:

Побочные продукты животного происхождения от производства рыбо-/морепродуктов в основном используются для производства рыбной муки. Датское агентство сельского хозяйства и рыболовства

Датское агентство сельского хозяйства и рыболовства

(ДАСХР) – эта агентство при Министерстве продовольствия, сельского хозяйства и рыболовства. Сотрудники Датского агентства сельского хозяйства и рыболовства, в количестве приблизительно 1200 человек, прилагают усилия в масштабе страны для создания оптимальных условий для стабильного роста и «зеленой трансформации» в таких отраслях как:

  • Сельское хозяйство       
  • Рыболовство и аквакультура       
  • Растениеводство и огородничество

Датское агентство сельского хозяйства и рыболовства несет ответственность за 4 сферы:

  • Ресурсы и организация
  • Субсидии
  • Контроль
  • Регулирование

6 Информация относительно развития и оборудования сети лабораторий страны, которая принимает участие в оценке безопасности продукции, производимой инспектируемым предприятием, и используемого им сырья.

6.1  Структура сети лабораторий

Все официальные лаборатории – как государственные, так и частные – аккредитованы в соответствии со стандартом ISO 17025.

Каждая официальная лаборатория, а также Национальная проверочная лаборатория (НПЛ) несет ответственность за методы, касающиеся определенных групп параметров.

Национальные проверочные лаборатории (НПЛ)

Национальный ветеринарный институт

Национальный пищевой институт

Лаборатории ДВПА

ДВПА заключила договор с Техническим Университетом Дании, согласно которому она функционирует как национальная проверочная лаборатория, а также как консультант.

Лаборатория EurofinsSteins

Лаборатория Eurofins Steins – частная лаборатория, в которой делают определенные официальные анализы.

Организация контроля лабораторий

Все лаборатории аккредитуются в соответствии с ISO 17025 Датским официальным органом аккредитации DANAK

Все результаты, полученные от официальных образцов, регистрируются в системах ДВПА.

Все аналитические отчеты автоматически архивируются в файловой системе ДВПА

Все результаты, которые демонстрируют подозрения или несоответствие требованиям, автоматически направляются соответствующему инспектору продуктов питания, который принимает соответствующие меры.

Система аккредитации лабораторий

Все официальные лаборатории в Дании аккредитованы.

Все аккредитованные лаборатории в Дании аккредитуются DANAK в соответствии со стандартом ISO 17025.

Все валидационные отчеты о проверке квалификации отправляются в НПЛ и DANAK должен быть об этом проинформирован. Несоответствие требованиям должно быть исправлено на протяжении трехмесячного периода. Если этого не происходит, DANAK может аннулировать аккредитацию.

Вебсайт органа аккредитации Дании: http://danak.dk

7 Национальный план мониторинга продукции, подлежащей ветеринарному контролю.

Национальная программа контроля отходов

Национальная программа контроля отходов планируется ДВПА ежегодно, и ежегодно оценивается и утверждается Европейской Комиссией, Агентством по продовольствию и ветеринарии.

Животные и продукты животноводства в тестируются выборочно органом пограничной инспекции.

В соответствии с Регламентом 96/23/EC, образцы берутся у следующих животных: Рогатый скот, свиньи, овцы, козы, лошади, домашняя птица, аквакультура, дичь и разводимые на фермах дикие животные,а также у следующих продуктов животноводства: молоко, яйца и мед.

Участками отбора образцов служат скотобойни, имеющие разрешение на экспорт, обрабатывающие дичь заводы, имеющие разрешение на экспорт, а также органы пограничной инспекции.

Стратегия выборки - целевой отбор образцов. Также могут быть взяты подозрительные образцы.

Тестирование в рамках национального плана контроля отходов осуществляется в двух лабораториях Департамента администрации и лабораторий в рамках ДВПА. Большая часть групп веществ тестируется для всей Дании в лаборатории ДВПА в Рингстеде. Имеет место тестирование на предмет тяжелых материалов для всей страны в лаборатории ДВПА в Орхусе.

Инструкции для проведения последующих мероприятий по обнаружении результатов, не соответствующих требованиям:

Разрешенные вещества

О каждом результате, не соответствующем требованиям, будет незамедлительно доложено лабораторией Департаменту санитарно-гигиенической инспекции и/или контролирующему агентству в ДВПА, который взял образец. При каждом результате, не соответствующем требованиям, о соответствующие туше либо продукте должно быть проинформировано как о таком, который непригоден для употребления человеком в пищу. Фермеру придется заплатить административный штраф. В случае повторных нарушений МУР к делу может быть привлечена полиция.

Запрещенные вещества

Последующие мероприятия проводятся на трех разных уровнях в соответствии с вероятностью того, что обнаружение запрещенного вещества имело место вследствие нелегальной обработки.

Уровень 1: натуральные гормоны – особенно у свиней – с очень большой вероятностью не должны присутствовать в результате нелегальной обработки.

В случае, если один образец продемонстрирует положительный результат на предмет содержания натурального гормона наподобие 17 бета-19-нортестостерон в концентрации, превышающей нормальный диапазон в свиной моче, результат будет обозначен как ”предположительно не соответствующий требованиям”. Ферму посетят для дальнейшего расследования и в том же стаде отберут еще пять образцов. В случае, если эти пять образцов находятся в нормальной диапазоне, оригинальный позитивный результат будет обозначен как «соответствующий требованиям».

Уровень 2: Вещества, которые естественным образом находятся в травах для кормов (тиростаты, хлорамфеникол), природных водах (малахитовая зелень) или лекарствах для людей (хлорамфеникол, метронидазол).

Целью расследования на ферме должно быть нахождение доказательства двух конкурирующих гипотез: 1) случайное заражение или 2) нелегальная обработка. Например, рекомендованная пренебрегаемая величина для тиростатов, равняющаяся 10 мкг/кг была изменена после того, как опытным путем было доказано, что величины предположительно не соответствующего требованиям до 25 мкг/кг не были подтверждены, когда было проанализировано пять образцов из последующих мероприятий. Соответственно, пренебрегаемая величина была изменена до 25 мкг/кг 1 января 2010 года. Дополнительное увеличение до 100 мкг/кг находится на рассмотрении.

Уровень 3: О веществах с высокой вероятностью нелегальной обработки будет немедленно сообщаться лабораторией в контролирующее агентство, которое взяло образец. Также об этом будет сообщено в Агентство защиты прав животных и ветеринарной медицины, которое входит в состав Ветеринарного департамента ДВПА. Несоответствующие требованиям результаты или мотивированные подозрения насчет применения неразрешенных веществ являются причиной предприятия соответствующих мер. В Офис ветеринарного контроля (ОВК) будет предоставлен запрос на проведение расследования. Как правило, во время визита места происхождения / производителя /организации, предоставившей животное для бойни, ОВК сопровождает полиция.

ОВК запретит удаление животных с фермы / места происхождения. Будет осуществлен дополнительный отбор образцов. Животные – материал для пищевых продуктов – которые были обработаны запрещенными веществами, будут умерщвлены, а их туши уничтожены.

Отчет полиции, а также отчет ОВК является основанием для рекомендации полиции оштрафовать человека, ответственного за имевшие место нарушения существующего законодательства.

8. Организация ветеринарного контроля продуктов, находящихся под ветеринарным надзором, во время перевозки на территории страны, а также во время импортирования и экспортирования.

8.1 Осуществление операций на пунктах приема.

Все партии живых животных и продуктов животного происхождения подлежат ветеринарной проверке на имеющем разрешение на проведение деятельности посту пограничного контроля перед тем, как они будут импортированы в ЕС/перед их транзитом через территорию ЕС

Ветеринарная проверка состоит из следующих этапов:

  • проверка документов
  • проверка идентичности
  • физический контроль, в т.ч. лабораторный анализ

8.2 Осуществление сертификации рыбы и рыбо-/морепродуктов в процессе перевозки по территории страны и при экспорте.

Товары, предназначенные для экспорта в третьи страны, которые транспортируются между учреждениями в Дании, могут быть сопровождены внутренней декларацией, выданной производителем на территории страны и проверенной ДВПА. Внутренняя декларация содержит информацию, необходимую официальному ветеринарному врачу, работающему в экспортирующем учреждении, для выдачи экспортного сертификата.

Процедуры сертификации экспорта

Все экспортирующие предприятия получают соответствующее разрешение от ДВПА в соответствии с датским законодательством (законодательством ЕС для Гренландии).

Выдача экспортных сертификатов основана на регулярной инспекции предприятий со стороны ДВПА. Лицо, осуществляющее сертификацию, должно иметь разрешение на это, выданное компетентным органом. Официальное запечатывание контейнеров осуществляется персоналом ДВПА, проводящим инспекцию

Экспорт живой рыбы и икринок на стадии глазка:

ДВПА, Офис ветеринарного контроля - Юг, Аквакультура (ОВКЮА) осуществляют сертификацию и аттестацию всего экспорта живой рыбы и икринок на стадии глазка аквакультурного происхождения из Дании в Таможенный Союз.

9. Организация контроля рыбы и рыбо-/морепродуктов во время производства, перевозки и хранения.

9.1 Список организаций, имеющих право осуществлять надзор

Только Датская ветеринарная и продовольственная администрация имеет право проводить официальную инспекцию предприятий, имеющих дело с пищевыми продуктами.

9.2 Методы контроля и их периодичность.

Программы инспекции:

Предприятия по изготовлению пищевых продуктов должны быть зарегистрированы в каждом государстве, являющемся членом ЕС. Кроме того, предприятия, обрабатывающие продукты животного происхождения, должны получить разрешение на осуществление деятельности от компетентного органа власти каждого государства – члена ЕС.

Также могут быть проведена дополнительная инспекция, например, в ответ на жалобу потребителей, отслеживание источников инфекции в случае эпидемии заболевания, переносимого посредством пищевых продуктов, и осуществлено изъятие пищевых продуктов.

9.3 Меры, принимаемые компетентными органами власти в случае обнаружения нарушений при проверке.

Санкции, применимые в случае несоответствий:

Полномочия инспекторов включают следующее: право доступа к помещению; конфискация товаров; изъятие доказательств; наложение условий; ограничения на размещение товаров на рынке и запрет, а также безопасная утилизация. Санкции за несоответствие состоят из выдачи письменного распоряжения или формальной инструкции (например, ордер о запрете; административный штраф; конфискация или удержание пищевых продуктов, аннулирование или выдача разрешения при определенных условиях; закрытие операции с пищевыми продуктами). О предприятии также могут сообщить в полицию. Может быть издан приказ об обучении сотрудников или использовании консультантов для решения более сложных проблем.

Основными практическими инструментами принудительного исполнения являются:

  • приказ о запрете
  • ордер на принудительное осуществление в судебном порядке (запрет – например, требование усовершенствовать самопроверку, запрет на производство, коррекция, внешнее обучение, консультации),
  • административный штраф (вместо сообщения в полицию в определенных четко оговоренных случаях),
  • сообщения в полицию (серьезные махинации и регулярные нарушители).

Санкции за несоответствие требованиям зависят от обстоятельств. Если такое несоответствие имеет место впервые и не является серьезным, ДВПА дает предупреждение. В других случаях санкции являются более строгими: запрет, административный штраф, изъятие разрешения или сообщение в полицию. список предприятий:  http://www.fsvps.ru/fsvps/importExport/danmark/enterprises.html


Возврат к списку