Исландия

islandflag.jpg

Административное деление территории Исландии

Территория Исландии делится на сисла (syslur) и городские округа (kaupstadur) (один из которых является столицей), сисла делятся на города и коммуны (sveit).

islan.jpg

2. Сведения о структуре центрального аппарата и территориальных подразделений компетентного органа, ответственного за инспектируемые предприятия.

2.1.         Структура органов власти Исландии.

Население Исландии составляет 321 857 чел. (по данным на 1 января 2013 года), из них 16% заняты в сельском хозяйстве, 21% — в рыболовстве.Исландия не является членом Европейского союза. Главная причина — существование квот на рыболовство, основную отрасль экономики страны. Но при этом страна является членом Шенгенского соглашения.

2.2. Структура ветеринарной службы Исландии.

islan1.png
  • Мо11 - Министерство промышленности и инноваций,
  • DoF - Управление рыболовства и рыбной промышленности,
  • MAST - Продовольственная и ветеринарная службы Исландии,
  • MATIS - Лаборатория,
  • MRI - Институт морских исследований,
  • LCAs - Региональные полномочные органы.  

Министерство промышленности и инноваций (MoII)

MoII - головное министерство в сфере координирования политики и адаптации законодательства в области безопасности продуктов питания и кормов, здоровья и комфортного содержания животных. Внутри министерства Департамент продуктов питания, сельского хозяйства и села отвечает за разработку/координирование политики и законодательства (включая адаптацию законодательства ЕС).

MoII отвечает за вопросы, связанные с:

  • Рыболовством и сельским хозяйством;
  • Контролем производства и импорта продуктов питания и кормов;
  • Аквакультурой;
  • Безопасностью продуктов питания и кормов;
  • Комфортным содержанием животных;
  • Исследованием морских ресурсов и управлением ими.

Ниже перечислены основные сферы компетенции:

  • Безопасность продуктов питания; контроль производства всей первичной продукции, производства кормов животного происхождения, а также контроль импорта и экспорта всех кормов;
  • Контроль в отношении здоровья и благополучия животных;
  • Услуги защиты растения;
  • Контроль источников кормов (включая рыбную муку), семян и удобрений;
  • Услуги классификации сортов мяса;
  • Управление органическим производством сельскохозяйственной продукции;
    • Контроль и предотвращение заболеваний (разработка планов действий при вспышках зоонозов и в чрезвычайных ситуациях);
    • Защита прав потребителей, просветительская работа;
    • Осуществление контроля продовольственных товаров исландского производства посредством Независимых муниципальных служб охраны окружающей среды и общественного здравоохранения Региональных полномочных органов (РПО);
    • Осуществление официального контроля для обеспечения единообразия региональных и государственных стандартов. В этой связи MAST может издать директивы, которым РПО будут обязаны следовать.

Управление рыбной промышленности (УРП)

Управление осуществляет свою деятельность под руководством МиПИ и отвечает за применение государственной политики по управлению рыбной промышленностью. Управление следит за соблюдением законов и нормативов в отношении управления рыбной промышленностью, контролирует рыболовную деятельность, назначает штрафные санкции за нелегальную ловлю рыбы. Управление взаимодействует с MAST.

2.3.   Объем и источники финансирования компетентных органов в Исландии.

MAST самостоятельно устанавливает уровень тарифов. В Регламенте IS № 567/2012 говорится о финансировании MAST посредством платы за освидетельствование, которая составляет до 30% текущих затрат MAST. Оставшиеся 70% финансируются из государственного бюджета. Тарифы напрямую связаны с деятельностью по проведению инспекций, и тарифы устанавливаются на основе фактических затрат на проведение каждого мероприятия.

Финансирование РПО (Муниципальные службы охраны окружающей среды и общественного здравоохранения) осуществляется посредством инспекционных сборов, оплачиваемых проверяемыми предприятиями и непосредственного финансирования из бюджета муниципалитетов. Размер сборов определяется стоимостью выполнения каждой конкретной задачи. Размеры сборов публикуются в Официальном журнале Исландии

З. Сведения об установленных законом полномочиях компетентных органов Исландии.

3.1.             Полномочия компетентных органов.

Основные задачи MAST:

  • Безопасность продуктов питания; контроль всей производимой первичной продукцией, производством пищевых продуктов животного происхождения и контроль импортируемых и экспортируемых продуктов питания;
  • Контроль здоровья и комфортного содержания животных;
  • Услуги по защите растений;
  • Услуги по обеспечению кормами (включая рыбную муку), семенами и удобрениями;
  • Услуги по классификации мяса;
  • Управление органическим производством сельскохозяйственной продукции;
  • Контроль и профилактика заболеваний (зоонозы и планы действий в чрезвычайных ситуациях);
  • Вопросы обучения и защиты потребителей;
  • Надзор над внутренним контролем пищевых продуктов со стороны независимых муниципальных экологических учреждений и государственных учреждений здравоохранения (Региональных полномочных органов (LCAs);
  • Координирование официального контроля, чтобы гарантировать одинаковый подход к его осуществлению. MAST должна издавать соответствующие основные принципы, которых должны придерживаться LCAs. Дальнейшие разъяснения описаны в разделе о координации работы Компетентных органов (CAs).

3.2. Контроль исполнения ветеринарного законодательства.

MAST отвечает за контроль безопасности продуктов питания, охватывающий производство первичной продукции, официальный контроль на бойнях, заводы по разделке туш, мясоперерабатывающие комбинаты, молокозаводы, центры по упаковке яиц, рыбоперерабатывающие комбинаты и суда, и контроль двустворчатых моллюсков, а также контроль импорта и экспорта продуктов питания.

Регистрация и разрешение на эксплуатации производственных предприятий и судов

Все производственные предприятия по переработке пищевых продуктов (включая суда-рефрижераторы и рыбообрабатывающие суда) должны получить разрешение MAST или региональных полномочных органов; прочие рыболовецкие суда достаточно просто зарегистрировать. MAST ведет список действующих объектов, включающий все предприятия, получившие разрешение, с которым можно ознакомиться на сайте MAST.

Рыбоводческие хозяйства

Согласно Закону № 71/2008 об аквакультуре ответственность за выдачу разрешения на эксплуатацию рыбоводческих хозяйств лежит на Министерстве промышленности и инноваций.

Хозяйства по разведению моллюсков (двустворчатыге моллюски)

MAST несет ответственность за лицензирование и регистрацию хозяйств по разведению моллюсков (Живых двустворчатых моллюсков - LBM) в соответствии с Законом (IS) № 90/2011 о разведении моллюсков.

MAST также является компетентным органом в области классификации производственных зон, мониторинга ядовитых водорослей и морских биотоксинов. У MAST есть договор с лабораторией Matfs на анализ официальных проб на наличие наиболее распространенных пищевых патогенов. Лаборатория Keldur и две частных лаборатории в Исландии также проводят анализы проб для компаний, занимающихся продуктами питания и кормами и некоторых официальных контрольных проб.

Лаборатория Keldur является справочной лабораторией национального значения по кампилобактериям.

Лаборатория Matfs является справочной лабораторией национального значения по зоонозам (сальмонелла) и по микробиологическому анализу живых двустворчатых моллюсков (LBM).

Уполномоченной лабораторией по фитопланктону/водорослям является Институт морских исследований (Исландия). Для анализа на наличие биотоксинов пробы отправляют в Морской институт в Ирландию. Анализы на наличие примесей/загрязняющих веществ проводят лаборатории Matfs и Eurofins.

3.3. Предусмотренные меры в случае нарушения ветеринарного законодательства.

В зависимости от степени серьезности случая инспекторы могут выбрать одну из следующих мер: издать предписание с указанием мер по обеспечению безопасности или профилактических мер; проинформировать население о природе риска для здоровья; издать распоряжение о санитарной обработке пищевых продуктов; прекратить или ограничить производство и размещение продуктов питания на рынке, арестовать продукты питания и/или уничтожить их; запретить деятельность предприятия пищевой отрасли; и отозвать лицензию на право ведения деятельности.

Меры в случае несоблюдения нормативных требований

Санкции могут быть наложены судом. Максимальное наказание в виде 4 лет тюремного заключения в случае серьезных или повторных нарушений закона. В Законе нет никаких ограничений, касающихся размера штрафов. О серьезных нарушениях можно сообщить в полицию и, при необходимости, в судебные органы для возможного уголовного преследования.

4. Сведения о подготовке и переподготовке персонала компетентного органа Исландии, ответственного за инспектируемое предприятие.

4.1.         Система обучения ветеринарных специалистов.

Обучение MAST

Отдел Безопасности продуктов питания и защиты потребителей предложил программу обучения всех новых сотрудников, начальную подготовку которых будут проводить эксперты MAST и другие преподаватели. Программа также включает повышение квалификации

5.Эпизоотическая ситуация.

Что касается обеспечения здоровья рыбы, выращиваемой на территории Исландии, то, согласно данным представленным исландской стороной, все выявленные на территории страны инфекционные болезни, имеющие отношение к аквакультуре, имеют бактериальное происхождение.Случаи клинического вирусного заболевания рыбы в Исландии не выявлялись.

5.1. Национальные программы по борьбе с болезнями животных.

Комитет по заболеваниям рыб был создан с целью предоставления консультаций для МиПИ и MAST в отношении болезней рыб. Председателем Комитета является ГВИ. Все рыбоводческие хозяйства были включены в официальную программу контроля общественного здоровья с 1985 года. Область надзора также включает хозяйства, занимающиеся разведением морского лосося.

Ветеринарный инспектор по рыбе также занимается контролем заболеваний моллюсков и ракообразных.

Планы действий в чрезвычайных ситуациях

MAST разработала общий план действий в случае чрезвычайной ситуации для каждого вида животных и каждого из возможных заболеваний. План действий в случае чрезвычайной ситуации, связанной со здоровьем животных, включен в руководство по обеспечению качества MAST.

Лаборатории

Институт экспериментальной патологии в Келдуре отвечает за диагностику болезней животных.

Лаборатория Keldur заключила два договора с Датским Техническим Университетом (ДТУ) на оказание помощи, технической поддержки и предоставление человеческих ресурсов в случае кризиса.

Анализы на наличие вирусов также проводятся Агентством по обеспечению безопасности продуктов питания, ветеринарии и охране окружающей среды при Департаменте заболеваний рыб и животных на Фарерских островах.

6. Требования и нормы при транспортировке животных.

Большую часть перевозок живой рыбы в Исландии осуществляют маленькие транспортные средства или грузовики между двумя наземными фермами. Все перевозки в рамках одной компании осуществляются собственными транспортными средствами компании, при этом компания берет на себя все риски и полную ответственность за перевозку. Перевозчики, осуществляющие транспортировку грузов между не связанными друг с другом сторонами, должны соответствовать специальным требованиям MAST.

Дикая рыба (перевозка после вылова)

Вся дикая рыба, выловленная рыболовецким флотом Исландии, разгружается на сертифицированных разгрузочных пристанях, где производится ее сортировка по видам.

Инспекциями этой деятельности занимается MAST, однако Региональные полномочные органы отвечают за проверки автопредприятий и их складов с контролируемой температурой. 

7. Дератизация, дезинфекция, дезинсекция: список разрешенных препаратов контроль за их производством и применением.

В соответствии с нормативными документами Исландии на территорию ферм, рыбохозяйств не допускают кошек и собак. Доступ в помещения, где осуществляется вывод мальков, происходит воспроизводство и хранятся корма, разрешается кошкам и собакам только для истребления вредителей под строгим надзором, при этом у животного должна быть метка, подтверждающая его принадлежность ферме. Ферма должна быть огорожена для защиты от птиц и вредителей. Перед запуском новой группы рыбы все емкости на рыбоводческой ферме должны очищаться и дезинфицироваться с помощью разрешенных дезинфицирующих средств.

Защита от вредителей на судах-рефрижераторах и обрабатывающих судах ведется в основном вовремя их стоянок в портах, и основное внимание уделяется тому, чтобы предотвратить их попадание на борт.

Ни на предприятиях, ни на судах не должно быть животных.

План уборки для судов-рефрижераторов и обрабатывающих судов во многом аналогичен планам уборки наземных заводов; однако уборка проводится реже, поскольку производство на них практически не прекращается.

8. Предусмотренные в стране мероприятия по утилизации и уничтожению трупов животных и биоотходов. Система контроля побочных продуктов животноводства (ППЖ)

Полномочные органы

1. MAST является ПО в отношении отходов производства.

MAST выдает разрешения на деятельность заводам по производству рыбной муки, мясокостной муки, заводам по производству кормов из ППЖ, заводам по производству кормов для домашних животных и заводам по производству компоста на основании результатов инспекций территорий заводов и их систем самопроверки.

MAST несет ответственность за осуществление официального контроля заводов по производству рыбной муки, мясокостной муки, заводов по производству кормов из ППЖ, заводов по производству кормов для домашних животных и заводов по производству компоста. Контроль за использованием кормов и кормовых добавок для животных.

9. Система контроля качества кормов и питания животных  

Полномочные органы

MAST является единственным ПО, несущим ответственность за обеспечение государственного контроля качества кормов (она не может передать данную задачу РПО). 

10.  Контроль качества лечебного корма

Контроль лечебных кормов осуществляется под руководством Исландской Службы по лекарственным препаратам. Лекарства перед добавлением в обычный корм, должны быть примешаны в состав предварительных смесей. Приготовление лекарственных кормов должно осуществляться только уполномоченными на это специалистами.

11. Организация лабораторного контроля в Исландии за безопасностью продукции животного происхождения.

11.1. Лабораторная база

MAST назначает лаборатории для проведения анализа образцов, взятых во время проведения официальных проверок. Четыре лаборатории были назначены для хранения всех образцов для анализа, отобранных по всей стране.  

Список официальных лабораторий опубликован на веб-сайте MAST (http://mast.is/matvaelastofnun/eftirlitsnidurstodur/rannsoknastofur/)

12. Национальный план мониторинга продукции, подлежащей ветеринарному контролю.

У MASTсуществуют контрольные планы для различных контрольных систем и для развития трёхгодовых МНПК.

Каждый год MASTпубликует ежегодный отчёт, в котором предоставляется информация о проделанной работе в предыдущем году, о результатах службы обеспечения контроля и сведениях об обеспечении контроля. 

13. Национальные программы контроля кормов и кормовых добавок для гидробионтов.

Имеются стандартизированные процедуры выдачи разрешений на эксплуатацию предприятий по производству кормов.

Частота проверок предприятий по производству кормов (кроме производства сырья) определяется на основе системы классификации рисков. Частота проверок каждого предприятия рассчитывается, исходя из рисков производства и метода переработки, степени маркировки и упаковки потребительских товаров и сложности производственного процесса.

Категория риска для каждого предприятия определяется на основании трех факторов риска:

          (1)сущности производства и продукции;

          (2)размеров производства или предприятия;

          (3)потребительской группы.

Отбор проб и лабораторный анализ

MAST назначает лаборатории для исследования проб, отобранных во время официальных проверок. Чтобы попасть в число назначенных, лаборатория должна располагать аккредитованными методами исследования. Если ни у одной лаборатории нет аккредитации для использования данной методики исследования, выбирается иностранная лаборатория с учетом практического опыта и близости расположения.

Компетентные органы

MAST - единственный компетентный орган, отвечающий за официальный контроль кормов (она не может поручать выполнение задач региональным полномочным органам в данной зоне).

Контроль кормов с добавлением медицинских препаратов

Надзор за кормами с содержанием медицинских препаратов осуществляется под руководством Исландского Агентства по лекарственным средствам. Из медицинских препаратов сначала необходимо приготовить предварительную смесь, которую затем смешивают с обычным кормом. Приготовление кормов с содержанием медицинских препаратов должны осуществлять только операторы рынка кормов, имеющие специальное разрешение.

Принудительные меры

В Руководстве по качеству MAST имеются документированные процедуры, описывающие порядок действий в случае нарушений.

Лаборатории

MAST сотрудничает с двумя лабораториями по анализу кормов:

  • LUFA Северо-западный Институт кормов в Германии может выполнять ряд исследований в своих собственных лабораториях или в лабораториях, работающих с ним по договору.
  • SyniLaboratoryService используется для анализа на Сальмонеллу. 

14. Организация ветеринарного контроля за подконтрольными ветеринарному надзору товарами при их перемещении по территории Исландии, а также при импорте и экспорте.

14.1. Законодательная база.

Исландия является частью Европейской экономической зоны и на основании соглашения о свободной торговле ратифицировала законодательство Евросоюза о безопасности продуктов питания. Фактически это означает, что все предприятия по переработке пищевых продуктов работают в рамках положений этого законодательства.

“Продовольственная и ветеринарная служба Исландии (MAST) при необходимости выдает официальный экспортный сертификат на рыбную продукцию”. Следовательно, обязанностью MAST является выдача ветеринарных сертификатов на рыбную продукцию для экспорта за пределы Европейской экономической зоны.

14.2. Структура органов, задействованных в осуществлении ветеринарного контроля при перемещении, экспорте/импорте подконтрольных товаров.

Исландское законодательство об импорте продуктов питания животного происхождения соответствует аналогичному законодательству ЕС. Тем не менее, Исландия исключается из Приложения I Соглашения о ЕЭП в отношении импорта живых животных, отличных от рыбы и водных животных. Это исключение также распространяется на икру, эмбрионы и молоки.

Импорт живых животных на территорию Исландии регулируется исландскими законами. Разрешение на импорт живых домашних животных в соответствии с Положением IS № 935/2004 выдается MAST.

14.3. Осуществление деятельности пунктов пропуска.

Полномочные органы

Служба контроля импорта и экспорта MAST отвечает за обеспечение контроля на постах пограничного контроля (ППК).

Контроль импорта

При импорте продуктов животного происхождения система СТКЭ посылает предварительные уведомления. MAST имеет непосредственный доступ или получает от фрахтовых компаний грузовые декларации для проведения дополнительной проверки.

Грузы, требующие ветеринарного освидетельствования от MAST, выявляются компьютерной системой (использующей коды по КН) и помечаются для дальнейшей проверки. В целях дополнительной проверки MAST получает от ТУ список грузов, содержащих продукты животного происхождения, и проводит обработку полученных данных на предмет отправителя груза (страна ЕЭП или третья страна).

MAST проводит регулярные семинары для служащих Таможни на тему контроля импорта и различных процедур для разрешения на отправку грузов из ППК в свободное обращение или по каким-либо каналам, процедур выдачи разрешения на реимпорт или транзит груза.

Ветеринарные проверки продуктов животного происхождения

Частота лабораторных анализов грузов зависит от плана мониторинга. План основывается на природе происхождения продуктов и риске, который они представляют, принимая во внимание все необходимые параметры мониторинга, такие как: частота; количество поступающих грузов; результат предыдущего мониторинга. План мониторинга пересматривается ежегодно.

При наличии удовлетворительных сопровождающих документов, прохождении проверки идентичности и фактической проверки, выдается ОВДВ (Общий ветеринарный документ ввоза). Вслед за этим импортер получает на таможне разрешение на импорт и отправку товаров.

Отказы

В случае обнаружения инспекционной бригадой каких-либо расхождений, или несоответствия требованиям при импорте согласно Положению IS № 1044/2011 (Директива Совета 97/78/EC), грузу отказывается в разрешении на импорт. В случае отказа импортеру посылается извещение о находящемся в процессе рассмотрения решении об отказе. Импортер имеет право подать протест. После этого импортеру направляется решение об отказе, на что он может подать прошение в МиПИ об изменении решения.

Рыба - выгрузка напрямую

Перед выгрузкой рыбы напрямую из судов третьих стран, предварительные уведомления посылаются системой СТКЭ. В отношении рефрижераторных судов из третьих стран требуется заявление капитана, а в случае обрабатывающих судов необходимо санитарно-эпидемиологическое свидетельство.

Транзитная перевозка грузов/переотправка грузов

Фрахтовые компании подают в MAST уведомление о переотправке продуктов животного происхождения. Сроки пребывания таких грузов на территории Исландии четко соблюдаются MAST и подлежат документированию. Грузы для переотправки доставляются в порт Рейкьявик Эймскип или аэропорт Кефлавик.

Таможенные склады и судовые поставщики

На территории Исландии нет аттестованных таможенных складов и судовых поставщиков.

14.4. Осуществление сертификации подконтрольных товаров.

Грузоотправитель запрашивает выдачу ветеринарного сертификата у MAST на соответствующие продукты, подлежащие экспорту в Таможенный союз, заполняя для этого специальную форму. Документация на отгружаемый товар подписывается ветеринарным врачом.

Официальный ветеринарный инспектор MAST может запросить дополнительную информацию о грузе, предназначенном на экспорт, например, упаковочный лист. В упаковочном листе прописывают содержание контейнера, номер контейнера, номер печати.

Организуется система контроля для проверки соответствующего груза в месте отгрузки на экспорт.

Официальный ветеринарный инспектор MAST проверяет информацию, указанную в заявлении и, если она достоверная, выдает сертификат. Сертификаты выдаются в центральном офисе в Рейкьявике. 


Возврат к списку