Литва

litvaflag.jpg

Функции, основные направления деятельности и выполняемые задачи Службы.

Основная миссия Службы - осуществление государственной политики в области безопасности и качества, идентификации поставляемых на рынок пищевых продуктов, здоровья и благополучия, маркировки и регистрации животных, охрана и защита нарушенных прав потребителей в областях продовольствия и предоставления услуг, связанных с продовольствием.

Служба участвует в формировании государственной политики в сферах безопасности, качества, маркировки пищевых продуктов, информации о товарах, включая указание цен, соблюдения требований поставки и других обязательных требований, переработки пищевых продуктов, побочных животных продуктов, ветеринарных лекарств и ветеринарных препаратов, здоровья и благополучия животных, общих для человека и животных заразных болезней, защиты прав потребителей в сфере продовольствия и предоставления связанных с продовольствием услуг и осуществляет эту политику.

Служба, с целью охраны интересов потребителей и защиты их нарушенных прав в областях продовольствия и предоставления, связанных с продовольствием услуг, выполняет функции, установленные в положениях Государственной службы продовольствия и ветеринарии, утвержденных постановлением Правительства Литовской Республики № 744 от 28 июня 2000 г. (“Вальстибес жинёс”, 2000, № 53-1537; 2011, № 70-3314).

Отдел по здоровью и благополучию животных Службы

В области здоровья животных функции выполняет Отдел по здоровью и благополучию животных Службы и в рамках компетенции территориальные службы (каждая в присвоенной ей административной единице территории Литовской Республики).

Отдел по здоровью и благополучию животных Службы, выполняющий деятельность в областях здоровья и благополучия животных, ветеринарных препаратов и побочных продуктов животного происхождения:

  • анализирует эпизоотическую ситуацию с заразными болезнями животных в Литве и других странах, оценивает факторы риска и принимает решения о контроле заразных болезней животных и неотложных мерах;
  • организует мониторинг и контроль заразных болезней животных и зоонозов, ликвидацию вспышек заразных болезней животных;
  • выполняет контроль за маркировкой и регистрацией животных, торговлей животными, побочными животными продуктами, импортом, распределением и использованием ветеринарных препаратов;
  • анализирует, внедряет правовые акты ЕС или готовит новые национальные правовые акты по вопросам благополучия животных контроля, мониторинга и ликвидации заразных болезней животных.

Отдел ветеринарной санитарии Службы

В области безопасности пищевых продуктов животного происхождения функции осуществляет Отдел ветеринарной санитарии Службы и в рамках компетенции территориальные службы.

Отдел ветеринарной санитарии Службы возглавляет заведующий отделом-государственный ветеринарный инспектор Дейвидас Ключинскас, у которого имеются заместители -  2 государственных ветеринарных инспектора.

Также в отделе работают врачи-ветеринары - государственные ветеринарные инспекторы и государственные инспекторы пищевых продуктов.

Функции отдела ветеринарной санитарии Службы:

  • организует государственный контроль ветеринарии, безопасности продовольствия и гигиены на всех этапах переработки пищевых продуктов животного происхождения;
  • защищает интересы потребителей, с целью того, чтобы поставляемые на рынок страны и на экспорт пищевые продукты животного происхождения соответствовали обязательным требованиям ветеринарии и санитарии, безопасности, качества, маркировки и другим обязательным требованиям, утвержденным законами Литовской Республики и другими правовыми актами;
  • обеспечивает соответствие субъектов переработки пищевых продуктов животного происхождения установленным ветеринарно-гигиеническим требованиям;
  • выполняет учет и анализ данных государственного контроля, результатов проверки мяса животных, забиваемых для пищевых продуктов;
  • ведет регистр субъектов, перерабатывающих пищевые продукты животного происхождения, имеющих ветеринарный допуск;
  • проводит национальные программы безопасности и контроля качества пищевых продуктов животного происхождения, подтвердительных анализов, превенции хлорамфениколя, диоксина, а также осуществляет контроль их выполнения;
  • проводит анализ факторов риска безопасности пищевых продуктов животного происхождения и организует меры превенции;
  • рассматривает жалобы потребителей, их организаций, других заинтересованных учреждений и организаций в отношении пищевых продуктов животного происхождения, не соответствующих требованиям безопасности и качества;
  • осуществляет политику безопасности и качества продовольствия;
  • организует и координирует контроль выполнения обязательных требований по общественному здравоохранению, безопасности и качеству продовольствия, маркировке, гигиене в субъектах пищепереработки, анализирует данные контроля продовольствия;
  • координирует выполнение национальных программ по безопасности и контролю качества продовольствия.

Национальный институт оценки риска продовольствия и ветеринарии

Лабораторную деятельность осуществляет Национальный институт оценки риска продовольствия и ветеринарии, в котором проводят исследования пищевых продуктов, оценивая микотоксины, токсичность, остатки пестицидов, число кислот и пероксидов, количество тяжелых металлов, остатков ветеринарных препаратов, состав пищевых продуктов, наличие вредителей, микробиологическое загрязнение, наличие генетически модифицированных пищевых продуктов и другие показатели.

Отдел пограничного продовольственного и ветеринарного контроля Службы

За пограничный ветеринарный контроль отвечает Отдел пограничного продовольственного и ветеринарного контроля Службы. Отдел выполняет следующие функции:

  • координирует работу пограничных ветеринарных постов (подотделов) (далее по тексту - ПВП), таможенных складов, импортно-экспортных терминалов (складов временного хранения), чтобы импортируемые, перевозимые транзитом по территории Литовской Республики и ЕС продукты животного происхождения были безопасны, должным образом маркированы и соответствовали обязательным требованиям, установленным правовыми актами Литовской Республики и ЕС, по безопасности, качеству, маркировке и другим обязательным требованиям;
  • координирует работу ПВП в отношении выполнения требований к импорту пищевых продуктов неживотного происхождения и побочных продуктов животного происхождения с целью обеспечения того, чтобы поставляемые на рынок Литовской Республики и ЕС пищевые продукты неживотного происхождения были безопасны, должным образом маркированы и соответствовали обязательным требованиям, установленным правовыми актами Литовской Республики и ЕС, по безопасности, качеству, маркировке и другим обязательным требованиям;
  • координирует работу ПВП в отношении контроля импортируемых, перевозимых транзитом и экспортируемых поставок животных, с целью обеспечения соблюдения требований благополучия животных;
  • координирует, чтобы информировались таможенные учреждения и Служба о перевозимых транзитом поставках животных, продуктов животного происхождения, которые были направлены на ПВП и которые не были в установленный срок вывезены с территории ЕС;
  • в рамках компетенции обращается в таможенные органы по поводу пограничного ветеринарного контроля импортируемых и перевозимых транзитом поставок;
  • анализирует, обобщает и предоставляет руководству Службы информацию о задержанных ПВП, возвращенных, уничтоженных и ре­импортированных поставок животных, продуктов животного происхождения, продовольствия неживотного происхождения;
  • в рамках компетенции готовит проекты правовых актов Литовской Республики, анализирует и представляет замечания и предложения по проектам правовых актов;
  • готовит описания программ системы качества, должностных инструкций, распорядка в отношении пограничного продовольственного и ветеринарного контроля;
  • в рамках компетенции готовит материал для заседаний Главных ветеринарных инспекторов Совета ЕС, Комитета постоянных представителей Совета ЕС (COREPER), а также Совета по сельскому хозяйству и рыболовству ЕС и участвует во встречах рабочих групп Совета ЕС и Европейской Комиссии;
  • ППП обеспечивает, чтобы ПВП оперативно и своевременно получал правовые акты, руководства и инструкции, необходимые для выполнения пограничного продовольственного и ветеринарного контроля;
  • рассматривает документы, связанные с выдачей, приостановкой, отменой разрешений на хранение на свободных складах, таможенных складах, складах временного хранения товаров (импортно-экспортных терминалах) не соответствующих требованиям правовых актов ЕС перевозимых транзитом продуктов животного происхождения и ведет регистр разрешений на хранение на свободных складах, таможенных складах, складах временного хранения товаров (импортно-экспортных терминалах) не соответствующих требованиям правовых актов ЕС перевозимых транзитом продуктов животного происхождения;
  • рассматривает жалобы, заявления, предложения физических и юридических лиц в отношении работы ПВП;
  • ведет регистр выдаваемых ветеринарных сертификатов на экспортируемых животных, продуктам животного происхождения и кормам, а также сертификатов на животных для внутренней торговли;
  • координирует вопросы экспорта в страны Таможенного союза;
  • предоставляет информацию ветеринарным службам и заинтересованным лицам третьих стран о ветеринарных требованиях по ввозу на территорию ЕС и провозу на ней транзитом животных, продуктов животного происхождения, продовольствия неживотного происхождения и кормов;
  • в рамках компетенции поддерживает связи с соответствующими учреждениями, органами, а также организациями ЛР и иностранных государств, обменивается информацией;
  • организует и проводит обучение по вопросам пограничного продовольственного и ветеринарного контроля.

Взаимодействие и сотрудничество Службы на разных уровнях

Служба сотрудничает с Правительством Литовской Республики, министерствами, таможенным департаментом, Службой охраны государственной границы и другими центральными государственными органами руководствуясь установленным правовыми актами порядком.

В некоторых случаях области сотрудничества определяются двусторонними соглашениями.

Территориальные службы сотрудничают с органами самоуправления, полицией и территориальными подразделениями или отделами других органов контроля.

Передачу информации, предоставление отчетов из территориальных служб или ПВП регламентируют приказы директора Службы, утвержденные приказами программы системы качества, рабочие инструкции. В определенных случаях для ввода, передачи, анализа и контроля информации используются внедренные базы или регистры данных.

Общая штатная численность Службы

Численность работников ГПВС по профессиональной квалификации:

  • Ветеринарные врачи - 739;
  • Биологи - 10
  • Химики - 10;
  • Врачи - гигиенисты - 31;
  • Специалисты общественного здоровья - 51;
  • Технологи пищевых продуктов - 45;
  • Другое - 406.

Частные ветеринарные врачи, имеющие разрешение Службы на ведение частной ветеринарной практики - 561.

Система подготовки ветеринарных специалистов в стране

В Литве существует одно высшее учебное заведение, по окончанию которого можно приобрести высшее образование ветеринарного врача - это Литовский университет наук о здоровье. Количество ветеринарных врачей, окончивших этот университет:

  • 2011 г. - 79
  • 2012 г. - 84
  • 2013 г. - планируется 104.

Профессию ветеринарного фельдшера можно получить, окончив факультет агротехнологии Вильнюсской коллегии. После завершения трехлетней непрерывной учебы можно приобрести профессиональную степень бакалавра до клинической ветеринарной медицины и квалификацию ветеринарного фельдшера. Количество закончивших учебу ветеринарных фельдшеров:

Учась на факультете общественного здоровья в Шяуляйской государственной коллегии можно приобрести степень профессинального бакалавра в области здравоохранения.  

Высшие учебные заведения, готовящие специалистов в области общественного здоровья:

  • Вильнюсский университет - в 2013 г. планируют окончить 56 студентов.
  • Клайпедский университет - в 2012 г. получили образование 57 человек, в 2013 г. планируется подготовить 43 специалиста.
  • Литовский университет наук о здоровье - количество выпускников в 2012 г. - 59, в 2013 г. планируется подготовить 59 специалистов.

Финансовое обеспечение Службы

Государственная служба продовольствия и ветеринарии - это бюджетное учреждение, на деятельность которой финансовое обеспечение выделяется из государственного бюджета.

Подведомственное учреждение ГСПВ - Национальный институт оценки риска продовольствия и ветеринарии (далее - НИОРПВ) предоставляет платные услуги лабораторных исследований. Платные лабораторные исследования заказывают субъекты хозяйств в целях самоконтроля. Полученные средства используются в деятельности НИОРПВ.

Система идентификации животных

Порядок регистрации мест содержания в Литовской Республике установлен приказом министра сельского хозяйства Литовской Республики № 3D-234 от 16 июня 2003 г. "Описание порядка регистрации мест содержания хозяйственных животных, маркировки в них содержащихся животных и их учёт" (далее - Описание), (Официальное издание 2003, № 60­2734; 2012, № 23-1092). Руководствуясь вышеуказанным приказом, каждый владелец обязан маркировать, регистрировать содержащихся хозяйственных животных и вести их учёт.

Актуальная эпизоотическая ситуация в Литве

Каждый год Государственная служба продовольственная и ветеринарная готовит приказ "О подтверждении Программы контроля и мониторинга заразных болезней животных", в соответствии с статьей Закона о Ветеринарии Литовской Республики

В каждом плане срочных мер есть следующая информация:

  • Правовая база;
  • Информация о болезни;
  • Центры контроля заразных болезней (далее - ЦКЗБ);
  • План взаимодействия ответственных служб;
  • Действия при подозрении болезни „Шаг за шагом“, в который входит клиническое исследование, эпизоотическое исследование, взятие проб и транспортировка, также действия ЦКЗБ;
  • Действия при подтверждении болезни „Шаг за шагом“, в которые входят - меры в примыкающих хозяйствах, установление зон защиты и наблюдения, действия в зоне защиты, действия в зоне наблюдения, чистка, мытьё, дезинфекция, дезинсекция, указания по поиску носителей вируса;
  • Если вирус охватывает дикую фауну - действия при подозрении или подтверждении болезни в популяции диких животных;
  • Если применяется вакцинация - информация об использовании, производстве и продаже прививок, включая информацию о прививании в хозяйствах и дикой фауне;
  • О снятии ограничений в зоне защиты и наблюдения;
  • Повторный ввоз животных в хозяйства по окончании вспышек болезни;
  • Обучение;
  • Приложения с сообщениями о болезни и другая эпидемиологическая информация, контакты ЦКЗБ, число государственных и частных ветеринарных врачей, группа экспертов, комитеты по надзору, таблица по установлению числа проб, необходимых для проведения исследований, форма акта эпизоотического исследования, таблица данных, предоставляемая ЦКЗБ ежедневно до 8 часов, образцы журналов, разрешений, информационных сообщений, акты исследования проб, накладные павших животных и побочных продуктов животного происхождения, образцы предупреждающих знаков и др.

Эпизоотическая ситуация в Литве на момент проведения инспекции характеризовалась по заявлению компетентных лиц отсутствием многих инфекционных болезней животных, включенных в список МЭБ. Так ящур ликвидирован в 1982 г., болезнь Ньюкасла - 1989 г., классическая чума свиней 1992, 2009, 2011г.

Анализ рисков

Вероятные пути заноса и распространения основных инфекционных заболеваний на территорию страны (анализ риска: реализуемых и планируемых импортных поставок сельскохозяйственной продукции).

Регистрация и использование кормов и кормовых добавок

Термин «кормовые материалы» означает натуральные, свежие или прошедшие обработку продукты растительного или животного происхождения, в первую очередь предназначенные для удовлетворения пищевых потребностей животных, а также продукты, прошедшие промышленную обработку, и органические или неорганические вещества, содержащие или не содержащие кормовые добавки и предназначенные для непосредственного кормления животных, либо после обработки используемые в подготовке комбикормов или в качестве основы для премиксов.

В целях улучшения маркировки кормовых материалов Европейское Сообщество выпускает каталог кормовых материалов. Назначение этого каталога заключается в облегчении обмена информацией о свойствах продукта и составлении открытого списка кормовых материалов. Каждая позиция кормового материала сопровождается следующей информацией:

  • название;
  • идентификационный номер;
  • описание кормового материала, в соответствующих случаях включая информацию о производственном процессе;
  • информация, заменяющая сведения из обязательной декларации в целях применения пункта b части 1 статьи 16;
  • словарь терминов с разъяснением различных производственных процессов и технических определений.

Использование каталога операторами кормового сектора является добровольным. Тем не менее, указанное в каталоге Европейского Сообщества название кормового материала разрешается к использованию только в случае соблюдения всех соответствующих положений каталога. При первом размещении на рынке еще не включенного в каталог кормового материала поставщик обязан незамедлительно проинформировать об использовании этого материала представителей Европейского кормового сектора, которые осуществляют постоянное обнародование и обновление интернет-реестра таких сообщений.

Каталог кормовых материалов Европейского Сообщества был утвержден Регламентом Комиссии № 575/2011 от 16 июня 2011 г. по Каталогу кормовых материалов (OL 2011 L 159, с. 25).

Список кормовых материалов, чье размещение на рынке или использование для кормления животных было ограничено или запрещено, представлен в Главе 1 приложения III к Регламенту Европейского Парламента и Совета Европейского Союза № 767/2009 от 13 июля 2009 г. о размещении на рынке и применении кормов для животных, о внесении изменений и дополнений в Регламент (ЕС) Европейского парламента и Совета ЕС № 1831/2003 и об отмене Директивы Совета ЕС 79/373/ЕЭС, Директивы Европейской Комиссии 80/511/ЕЭС, Директив Совета ЕС 82/471/ЕЭС, 83/228/ЕЭС, 93/74/ЕЭС, 93/113/ЕС, 96/25/ЕС и Решения Европейской Комиссии 2004/217/ЕС (OL 2009 L 229, с. 1):

Глава 1: Запрещенные материалы

  1. Фекалии, урина и отделенное содержимое пищеварительного тракта, полученные от опорожнения или отделения содержимого пищеварительного тракта, независимо от формы обработки или смешивания.
  2. Кожа, обработанная дубильными веществами, включая её отходы.
  3. Семена и иные материалы размножения растений, которые после сбора подвергались специфической обработке продуктами защиты растений для их предполагаемого использования (размножения), и любые вспомогательные продукты, производные от них.
  4. Дерево, включая опилки, или другие материалы, производные от дерева, которые подвергались обработке консервантами дерева, в соответствии с определением Приложения V к Директиве № 98/8/ЕС Европейского Парламента и Совета от 16 февраля 1998 г. о размещении на рынке биоцидных средств (1).
  5. Все отходы, полученные от различных этапов очистки городских, бытовых и промышленных сточных вод (2), в соответствии с определением Статьи 2 Директивы Совета № 91/271/ЕС от 21 мая 1991 г. об обработке городских сточных вод, независимо от дальнейшей обработки этих отходов и также независимо от происхождения воды (3).
  6. Твердые городские отходы (4), такие как отходы домохозяйств.
  7. Упаковка и части упаковки продуктов сельскохозяйственной промышленности.
  8. Белковые продукты, полученные при помощи дрожжей рода Candida, выращенных на питательной среде н-алканов.

Кормовые добавки определяются как вещества, микроорганизмы или препараты, за исключением кормовых материалов и премиксов, которые намеренно добавляются в корма и воду прежде всего для осуществления одной или более из следующих функций: 

  • оказание благоприятного воздействия на характеристики корма;  
  • оказание благоприятного воздействия на характеристики продуктов животного происхождения; 
  • оказание благоприятного воздействия на характеристики декоративных рыб и птиц; 
  • удовлетворение кормовых потребностей животных;  
  • оказание благоприятного воздействия на экологические последствия животноводческой деятельности; 
  • оказание благоприятного воздействия на продукцию животноводства, продуктивность и физиологическое состояние животных, в частности, путем воздействия на желудочно-кишечную микрофлору и усвояемость кормов, или 
  • борьба с кокцидиозом и гистомонозом животных. 

Средства для борьбы с кокцидиозом и гистомонозом животных 

К использованию в качестве кормовых добавок запрещены любые антибиотики, за исключением кокцидиостатиков и гистомоностатиков.

В соответствии с Регламентом (ЕС) Европейского парламента и Совета ЕС № 1831/2003 от 22 сентября 2003 года, кормовые добавки запрещены к размещению на рынке, переработке или использованию без соблюдения следующих требований:

  • наличие разрешения на эту добавку в соответствии с Регламентом (ЕС) Европейского парламента и Совета ЕС № 1831/2003 от 22 сентября 2003 года;
  • выполнение условий использования добавки, закрепленных в Регламенте (ЕС) Европейского парламента и Совета ЕС № 1831/2003 от 22 сентября 2003 года, включая общие условия, предусмотренные в Приложении IV, если в разрешении и разрешении на кормовой материал не предусмотрено иное;
  • выполнение условий маркировки и этикетирования, закрепленных в Регламенте (ЕС) Европейского парламента и Совета ЕС № 1831/2003 от 22 сентября 2003 года.

Кормовые добавки, которые в соответствии с Регламентом (ЕС) Европейского парламента и Совета ЕС № 1831/2003 от 22 сентября 2003 года получили разрешения на их использование в Европейском Союзе, подлежат включению в Реестр кормовых добавок Сообщества: http://ec.europa.eu/food/food/animalnutrition/feedadditives/comm register feed additives 1831-03.pdf

Структура государственного контроля кормов

Государственная служба ветеринарного и продовольственного надзора осуществляет деятельность по подтверждению и (или) регистрации хозяйствующих субъектов, которые занимаются первичным производством кормов, хранением, упаковкой, транспортировкой и размещением на рынке кормовых добавок, премиксов и комбинированных кормов в соответствии с частью 3 статьи 10 Закона Литовской Республики «О кормах» («Ведомости» («Zinios»), 2000, № 34-952; 2010, № 12-560).

Согласно Регламенту (ЕС) № 183/2005 Европейского парламента и Совета от 12 января 2005 г., устанавливающему требования к гигиене кормов (OL 2005 L 35, с. 1), операторы кормового сектора, осуществляющие деятельность, связанную с производством, обработкой, складированием, перевозкой и распространением кормовых продуктов (включая ГМО), подлежат регистрации или подтверждению и включению в Регистр операторов кормового сектора Литовской Республики.

Территориальные государственные службы ветеринарного и продовольственного надзора осуществляют планирование государственного ветеринарного контроля кормов и забор образцов кормов для исследований путем составления годовых планов государственного ветеринарного контроля кормов с учетом распределения операторов кормового сектора по степеням риска.

Государственный ветеринарный контроль кормов осуществляется в соответствии с Программой системы качества KT-2-5 «Государственный ветеринарный контроль кормов», Ежегодным планом контроля кормов, который составляется Национальным институтом оценки риска в области продовольствия и ветеринарии и утверждается Государственной службой ветеринарного и продовольственного надзора, а также в соответствии с рекомендациями по отбору образцов импортируемых кормов, представленными Национальным институтом оценки риска в области продовольствия и ветеринарии, и распоряжениями Государственной службы ветеринарного и продовольственного надзора относительно частотности проведения государственных проверок операторов кормового сектора.

Государственный ветеринарный контроль кормов должен проводиться на всех этапах производства кормов, их размещения на рынке, перевозки и использования, включая импорт, транзит и экспорт кормов.

Государственный ветеринарный контроль кормов осуществляется с учетом следующих факторов:

  • установленные виды риска, связанные с кормами, их использованием и переработкой, материалами, деятельностью или действиями, которые могут повлиять на безопасность и качество кормов;
  • требования правовых актов Литовской Республики и Европейского Союза (далее в тексте - ЕС), регламентирующих деятельность кормового сектора;
  • нарушения, выявленные за последние 12 месяцев или в ходе последней проверки, если проверка была осуществлена более 12 месяцев назад;
  • подозрения и информация относительно возможного несоответствия кормов обязательным требованиям к безопасности и качеству кормов.

После получения информации о несоответствии кормов требованиям правовых актов Литовской Республики и ЕС должностные лица территориальных государственных служб ветеринарного и продовольственного надзора имеют право провести внеплановые проверки, и в случае выявления нарушений могут увеличить частоту проверок операторов кормового сектора.

Организация ветеринарного контроля за подконтрольными ветеринарному надзору товарами при их перемещении по территории Литовской Республики, а также при импорте и экспорте:

Нормативно - правовая база сертификации продукции животного происхождения

Сертификация продукции в Литовской Республике выполняется в соответствии с требованиями Директивы Совета 96/93/EC от 17 декабря 1996 года по сертификации животных и продуктов животного происхождения (О.Ж. L 013, 16/01/1997); Директивы Совета 2002/99/ЕС от 16 декабря 2002 года устанавливающей ветеринарно-санитарные правила, регулирующие производство, переработку, распределение и внедрение продуктов животного происхождения для потребления человеком; Описью порядка выдачи ветеринарных документов, подтверждённых приказом директора ГСПВ № B1-288 от 21 мая 2008 г.; Меморандума между Европейским Сообществом и Российской Федерацией по ветеринарным сертификатам на животных и животноводческую продукцию, предназначенных для экспорта из ЕС в Россию от 2 сентября 2004 г., приложением к Меморандуму от 2 сентября 2004 г. между Европейским Сообществом и Российской Федерацией по ветеринарным сертификатам на животных и животноводческую продукцию, предназначенных для экспорта из ЕС в Россию касательно транспортировке продуктов животного происхождения из ЕС и транзита такой продукции через территорию ЕС в Российскую Федерацию, протоколом между Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Государственной службой продовольствия и ветеринарии Литовской Республики об условиях ввоза из Литвы и отмены временных ограничений на транзит через территорию Литвы животноводческой продукции, следующей в Российскую Федерацию.

Сертификация экспорта

Экспортер или лицо, ответственное за груз, предъявляет территориальной ГСПВ заявку на выдачу ветеринарного сертификата. Государственный ветеринарный врач оценивает документы, предъявленные на оформление ветеринарного сертификата, проверяет груз (если надо, пломбирует). Территориальная ГСПВ/пограничный ветеринарный пост, перед выдачей сертификатов, регистрирует ветеринарный сертификат в центральной ГСПВ, которая выдает дополнительный номер. Получив номер, государственный ветеринарный врач территориальной ГСПВ/пограничного ветеринарного поста выдает ветеринарный сертификат.

Отдел пограничного контроля продовольствия и ветеринарии ГСПВ (далее - ОПКПВ) пограничные ветеринарные посты (подотделы) и территориальные ГСПВ ведут учёт испорченных ветеринарных сертификатов, выданных на животных и товары животного происхождения.

Информационные системы, используемые при проведении пограничного ветеринарного контроля:

....VGC - (ветеринарно-инспекционная пограничная система), используется внутри Литовской республики в нее вносятся следующие данные: лабораторные исследования, документальные проверки, проверки на идентичность и решения принятые по грузу. В ней можно увидеть все сертификаты сопровождающие груз.

IVO - (импорт ветеринар on-line) система связана с законодательством. При внесении данных о конкретном грузе система выдает все законодательные акты, касаемые этого груза и те модели сертификатов которые могут быть выданы на данный груз.

TRACES - общеевропейская система прослеживаемости ветеринарных грузов. Указанная система используется в отношении продукции следующей как для использования на территории ЕС, а также для транзита через территорию ЕС.  

  1. На территории Литовской Республики таможенное оформление поднадзорной продукции проводится, в том числе на таможенных терминалах, в которых отсутствуют ветеринарные инспектора Литвы и которые не находятся под их контролем.
  2. Водные биологические ресурсы, поставляемые с государств, входящих в общее экономическое пространство Евросоюза (Норвегия, Исландия, Фарерские острова), при поставках на территорию Литвы не подвергаются ветеринарному контролю, а сразу направляются для хранения в холодильники морского порта.
  3. Поступление подконтрольной продукции учитывается автоматизированной электронной системой. Руководствуясь приказом директора Государственной службы продовольствия и ветеринарии от 3 августа 2011 г. № B1-497 ,,О пограничном контроле продовольствия и ветеринарии“, ветеринарным врачам пограничных ветеринарных постов (подотделов), предоставлено право сертифицировать импортируемые, перевозимые транзитом, экспортируемые грузы товаров животного происхождения, подконтрольные ГСПВ.
  4. Государственные ветеринарные врачи данных подразделений осуществляют ветеринарный контроль и оформление грузов при импорте, транзите и экспорте продукции при их поступлении в портах. Все холодильные предприятия, расположенные на территории портов, входят в зону ответственности вышеуказанных пограничных ветеринарных постов (далее - ПВП).

Все пограничные ветеринарные посты оборудованы инспекционными постами (фотоматериалы прилагаются), предназначенными для проведения ветеринарных проверок подконтрольных продуктов прибывающих из третьих стран. Деятельность ПВП основана на гарантиях ветеринарных органов третьих стран. Задача ПВП - ветеринарный контроль подконтрольных ветеринарному надзору грузов, поступающих или убывающих в (из) Литовскую республику, а также следующих транзитом через Литву.


Возврат к списку