Проверки выявили пробелы в контроле за морепродуктами в Исландии

Проверки выявили пробелы в контроле за морепродуктами в Исландии
13 января 2023

В ходе постоянно проводимого анализа риска поставок небезопасной рыбной продукции подведомственное Россельхознадзору ФГБУ «НЦБРП» информирует, что по данным издания Food Safety News https://www.foodsafetynews.com/2023/01/audits-find-gaps-in-seafood-controls-in-iceland/ Исландии было рекомендовано усилить официальный контроль за моллюсками и рыбными продуктами.
Исландия входит в Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Надзорное ведомство ЕАСТ (ЕКА) следит за тем, как страна выполняет правила Европейской экономической зоны (ЕЭЗ) в отношении безопасности пищевых продуктов и кормов, а также здоровья и благополучия животных.
Аудит, проведенный в мае 2022 года, касался гигиенического контроля рыбной продукции и рыбьего жира для потребления человеком. Другой аудит в августе и сентябре минувшего года затрагивал живых двустворчатых моллюсков, включая голубых мидий.
Исландия является крупным производителем рыбной продукции. Крупнейшими экспортными рынками являются Соединенные Штаты, Соединенное Королевство, Китай и некоторые европейские государства-члены.
Первый аудит показал, что официальная система контроля основана на рисках, а средства контроля соответствуют установленным периодичностям. Однако на посадочных площадках отсутствовал контроль, а список зарегистрированных судов, использовавшийся для планирования проверок, был неточным. Аудиторы заявили, что властям необходимо обеспечить, чтобы все соответствующие официальные меры контроля были проведены и задокументированы.
С 2019 по 2021 год было опубликовано четыре отчета RASFF о рыбной продукции из Исландии. Они касались Listeria monocytogenes в копченом лососе в 2020 году и паразитов Anisakis в треске дважды в 2020 году и один раз в 2021 году.
Аудиторская группа отметила, что некоторые суда водоизмещением более 1000 тонн не инспектировались ежегодно с 2018 по 2022 год, что противоречит исландской системе официального контроля, основанной на оценке рисков. “Это приводит к тому, что некоторые суда не инспектируются должным образом и повышается риск того, что на рынок поступает небезопасная рыбная продукция”, - говорится в отчете.

Они также обнаружили, что отсутствие подготовки по аудиту НАССР увеличивает вероятность того, что неполные или частично функционирующие системы НАССР будут допущены к эксплуатации.
В одном случае аудиторы увидели, что учреждение получило условное одобрение с некоторыми структурными проблемами, которые все еще остаются нерешенными. Год спустя, после получения окончательного одобрения, эти проблемы не были устранены. В другом случае недавно утвержденное предприятие по производству готовых к употреблению продуктов питания получило окончательное одобрение без проверки системы НАССР. Аудиторы также обнаружили недостатки в официальных мерах контроля, предпринятых для проверки изменений в процессах, новом оборудовании или помещениях существующих утвержденных предприятий, что означает, что объекты могут оставаться утвержденными, но больше не соответствовать требованиям законодательства. На одном заводе рыбу, упавшую с производственной линии на пол, подбирали и помещали обратно на линию. Это было обнаружено инспекторами MAST во время визита.
Не было никаких документально подтвержденных доказательств того, что официальный контроль включал органолептические исследования или проверки на наличие паразитов, и некоторые компании не могли доказать, что они проводили эти проверки. Оба эти фактора повышают вероятность попадания на рынок небезопасной рыбной продукции, заявили аудиторы.
Исландское управление по продовольствию и ветеринарии (MAST) заявило, что разработает план официального контроля рыбной продукции на 2023-2025 годы, включающий органолептические исследования, показатели свежести, гистамин, остатки препаратов и загрязняющих веществ, микробиологические проверки и паразитологические исследования. Агентство начало изменять организацию контроля в октябре 2021 года, и ожидалось, что это будет завершено к концу 2022 года.
Но во время второго аудита ЕКА обнаружило, что со времени прошлого визита был достигнут недостаточный прогресс. Аудит 2019 года пришел к выводу, что Исландия не может гарантировать, что мидии на рынке безопасны для употребления в пищу.
Три из шести предыдущих рекомендаций были выполнены. В частности, были достигнуты улучшения в отборе проб и анализе фитопланктона и морских биотоксинов, но частота отбора проб была недостаточной.
Живые двустворчатые моллюски были выставлены на рынок производителем, имеющим действительное разрешение на вылов, но купившим их у другого производителя, разрешение которого было отозвано в 2021 году из-за высокого уровня кадмия. Это означает, что моллюски, вредные для здоровья потребителей, были преднамеренно размещены на рынке. MAST только недавно стало известно об этом, и на момент проведения аудита продолжались действия по его устранению.
Другой производитель выставлял двустворчатых моллюсков на рынок пять раз в течение 2021 года, когда у него не было действительного разрешения на вылов. По подсчетам инспектора МАЧТ, в 2021 году было продано не менее 500 килограммов таких моллюсков, что серьезно угрожает здоровью потребителей. Никаких принудительных мер против компании предпринято не было, и производитель не обращался за разрешением на сбор урожая в 2022 году.
Аудиторы заявили, что выводы подтверждают, что власти не создали систему официального контроля, достаточную для предотвращения таких несоответствий. Если бы они предприняли адекватные действия для выполнения рекомендаций, вынесенных в ходе аудита 2019 года, эти проблемы можно было бы предотвратить.
Кроме того, были также высказаны опасения по поводу достоверности результатов по морским биотоксинам, полученных в шведской лаборатории.
Напомним, что информация о выявлении различных нарушений при производстве рыбо-и морепродукции, а также о заболеваниях, вызванных употреблением в пищу рыбо- и морепродуктов  доступна на сайте ФГБУ «НЦБРП в разделе «Анализ ветеринарных рисков»/ «Аналитические статьи» http://fishquality.ru/analiz-veterinarnykh-riskov/analiticheskie-stati