Норвегия 

1.  Административное деление территории страны.

Площадь Норвегии составляет 386 960 кв.км.

Норвегия граничит с тремя государствами: со Швецией — на востоке, с Финляндией и с Россией — на северо-востоке. Страну омывают Баренцево море — на северо-востоке, Норвежское море — на западе и Северное море — на юго-западе. В Норвегии установлена политико-административная система на трех уровнях:

  • Национальный (общегосударственный);
  • Губернский;
  • Муниципальный (муниципалитеты, или комуны)

Норвегия поделена на 19 фюльке (губерний).

norveg.png

Северная Норвегия (Нур-Норге): фюльке Нурланд — административный центр: Будё; фюльке Тромс — административный центр: Тромсё; фюльке Финнмарк — административный центр: Вадсё;

Центральная Норвегия (Трёнделаг): фюльке Нур-Тренделаг— административный центр: Стейнхьер; фюльке Сёр-Тренделаг— административный центр: Тронхейм;

Западная Норвегия (Вестланн): фюльке Мёре-о-Румсдал — административный центр: Молде; фюльке Согн-ог-Фьюране — административный центр: Лейкангер; фюльке Хордаланн — административный центр: Берген; фюльке Ругаланд — административный центр: Ставангер;

Восточная Норвегия (Ёстланн): фюльке Осло — административный центр: Осло; фюльке Акерхус — административный центр: Акерсхус; фюльке Эстфолл — административный центр: Мосс; фюльке Бускеруд — административный центр: Драммен; фюльке Вестфолл — административный центр: Тёнсберг; фюльке Телемарк — административный центр: Шиен; фюльке Хедмарк — административный центр: Хамар; фюльке Оппланн — административный центр: Лиллехаммер;

Южная Норвегия: фюльке Эуст-Агдер — административный центр: Арендал; фюльке Вест-Агдер — административный центр: Кристиансанн.

Каждая фюльке подразделяется в свою очередь на несколько коммун. Общее число коммун в Норвегии - 432. 280 из них находятся на побережье. При этом 80% населения Норвегии проживает в пределах 10 км от береговой линии.

2. Структура центрального аппарата и территориальных подразделений компетентного органа, ответственного за инспектируемые предприятия.

Государственная служба по надзору за растениями, рыбой, животными и пищевыми продуктами Норвегии (далее - Mattilsynet) организована в 2004 году в результате реформирования государственных органов страны в целях создания единого органа, осуществляющего надзор и контроль качества и безопасности пищевых продуктов на всех этапах пищевой цепи. С марта 2014 года вступила в действие обновленная структура и организация Mattilsynet, которая доступна по ссылке: http://www.eftasurv.int/media/esa-docs/physical/Country Profile Norway2014.pdf.

Mattilsynet находится в подчинении трёх министерств - Министерства здравоохранения и медицинского обслуживания, Министерства сельского хозяйства и продовольствия и Министерства рыболовства и береговой администрации. Эти министерства являются ответственными за разработку политики и законодательства о безопасности пищевых продуктов и кормов, здоровья животных и их благополучия. При необходимости Министерства могут координировать свою политику.

Министерство рыболовства и береговой администрации несет ответственность за производство первичной продукции из водных животных. В ведении Министерства также находятся рыбодобывающая промышленность, аквакультура, безопасность морепродуктов и рыбы, здоровье и благополучие водных биологических ресурсов, а также контроль за функционированием портов и инфраструктуры морского транспорта. Кроме того, в ведении Министерства находится деятельность, связанная с борьбой с экологическими катастрофами. C 01 января 2014 года Министерство рыболовства и береговой администрации реорганизовано в Министерство торговли, промышленности и рыболовства.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия отвечает за формирование продовольственной и сельскохозяйственной политики. Министерство является государственным органом, непосредственно курирующим деятельность Mattilsynet.

Министерство здравоохранения и медицинского обслуживания отвечает за формирование политики в отношении питьевой воды и продуктов питания.

Деятельность Mattilsynet также обеспечивается рядом научно-исследовательских учреждений:

  • Национальный институт здоровья;
  • Ветеринарный институт;
  • Институт биологических исследований;
  • Национальный научно-исследовательский институт питания и исследования безопасности морепродуктов.

2.1.   Структура Mattilsynet (три организационных уровня):

  • Центральный офис;
  • 8 региональных офисов;
  • 52 муниципальных офисов.

Центральный офис возглавляет Генеральный Директор; ему подчиняется персонал по связям с общественностью и персонал по анализу и управлению.

В головном офисе имеются три департамента:
  • Департамент регулирования (Осло);
  • Департамент контроля (Берген,Санднес, Осло);
  • Департамент администрации (Брумунддаль, Сортланд, Осло).

Региональные офисы объединяют следующие губернии Норвегии:

  • Осло, Акерсхус, Остфолд;
  • Хедмарк и Оппланд;
  • Бускеруд, Вестфолд и Телемарк;
  • Рогаланд и Агдер;
  • Хордаланд и Согн ог Фьордане;
  • Тронделаг и Море ог Ромсдал;
  • Нордланд;
  • Тромс и Финнмарк.

Региональные офисы координируют деятельность муниципальных (локальных) офисов. Региональные офисы рассматривают жалобы компаний на решегия муниципальных офисов.

Из 54 локальных (местных) офисов 26 расположены в северной части Норвегии, а остальные 28 - в южной части страны. Локальные офисы организованы на территории всей страны с учётом местонахождения предприятий рыбной промышленности и производства морепродуктов для повышения эффективности контроля и улучшения качества оценки рисков и управлениями ими.

В своей работе Mattilsynet взаимодействует со следующим учреждениями:

  • Таможенной службой;
  • Полицией;
  • Директоратом рыболовства;
  • Агентством по охране окружающей среды;
  • Директоратом здравоохранения;
  • Медицинским агентством Норвегии;
  • Береговой администрацией;
  • Службой сельского хозяйства;
  • Службой защиты от радиации и др.

Mattilsynet является ведомством, ответственным за исполнение Регламента ЕС 882/2004.

Ключевой задачей и основной целью деятельности Mattilsynet является обеспечение безопасности питьевой воды и сырья животного происхождения, из которого в дальнейшем осуществляется производство продуктов питания для населения, а также контроль за здоровьем растений, рыб, животных и их содержанием.

В соответствии с международными принципами Кодекса Национальной системы контроля пищевых продуктов Mattilsynet осуществляет свою деятельность, основываясь на таких принципах как:

  • защита потребителей от недоброкачественной продукции;
  • контроль всей пищевой цепи от начала производства продукта до потребления человеком произведённой продукции;
  • учёт рисков на основе научно обоснованных доказательств и принятие решений на основании полученной информации;
  • прозрачность и объективность в работе.

Ответственность в сфере обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, в том числе рыбы и рыбопродукции, распределена следующим образом:

1.      Операторы продовольственного бизнеса (перерабатывающие предприятия) - на них возложена основная ответственность по обеспечению эффективного управления безопасностью пищевых продуктов, по соблюдению требований к безопасности пищевых продуктов, которые они производят.

2.      Норвежский компетентный орган в сфере обеспечения безопасности продуктов питания (Mattilsynet) несёт ответственность за осуществление эффективного контроля соблюдения требований законодательства в указанной сфере. При этом, требования законодательства должны быть современными, а все риски - научно обоснованным.

Также на Mattilsynet возложены обязанности по обеспечению потребителей соответствующей информацией о пищевых рисках и о том, как их избежать.

Норвегия не является членом Европейского союза (ЕС), но должна принять и использовать большую часть законодательства ЕС благодаря своему участию в Соглашении о Европейском экономическом пространстве (ЕЭП). По этой причине большинство положений национального законодательства гармонизированы с европейским законодательством ЕЭП.

В соответствии с норвежским Законом о государственном управлении административные решения могут быть обжалованы на следующий административный уровень. Право принимать перечисленные выше решения предоставляется местным офисам Mattilsynet. Апелляции рассматриваются в региональных офисах Mattilsynet.

2.2.   Основные направления деятельности по обеспечению безопасности рыбопродукции, в том числе продукции аквакультуры:

1.      Управление официальным контролем:

Официальный контроль выполняется муниципальными (локальными) офисами по программе Mattilsynet.

В долгосрочном плане установлена деятельность Mattilsynet на срок 5 лет. Долгосрочный план описывает контроль за безопасностью на государственном уровне. Региональный и муниципальный уровни описаны более детально и могут включать различные приоритетные задачи, основываясь на анализе рисков.

Долгосрочный план регламентирует обязательные действия по контролю со стороны Mattilsynet и обновляется ежегодно.

2.      Система контроля здоровья животных.

Ответственность за контроль и мониторинг болезней рыб несет Отдел по здоровью рыб и благосостоянию, Департамент контроля Mattilsynet. Mattilsynet совместно с Директоратом рыболовства проводит совместные инспекции и аудиты.

Mattilsynet также взаимодействует с частными службами ветеринарного контроля здоровья рыб при мониторинге болезней рыб на уровне ферм по разведению аквакультуры.

Регистрация ферм, идентификация и контроль за перемещением.

Для осуществления деятельности в области разведения аквакультуры необходимо приобрести лицензию. Лицензия является разрешением на разведение определенного вида гидробионтов в определенной географической местности.

Перемещения гидробионтов между благополучными фермами, неблагополучными фермами регулируются правилами по недопущению распространению инфекционных заболеваний.

Маршрут передвижения транспорта с зараженной рыбой должен быть утвержден Mattilsynet. Кроме того, применяются правила по дезинфекции воды, в которой транспортировалась больная рыба. При этом компании обязаны сохранять записи о перемещениях рыбы.

Контроль здоровья животных.

Директива ЕС 2006/88/ЕС о здоровье рыб внедрена в законодательстве Норвегии рядом национальных требований, Регламентом от 17 июня 2006 года о условиях поступления на рынок и импорта выращенных в аквакультуре животных и продукции их переработки, Регламентом от 17 июня 2008 года № 820 о транспортировке выращенных в аквакультуре животных, Регламентом от 17 июня 2008 года № 821 об использовании дезинфектантов на фермах по выращиванию аквакультуры и на транспортных средствах, Регламентом от 17 июня 2008 года № 822 о деятельности ферм по выращиванию аквакультуры, Регламентом от 17 июня 2008 года № 823 о развитии ферм по разведению аквакультуры и зоомагазинов.

В административных процедурах внедрены Директивы ЕС 2001/183/ЕС в части контроля вирусной геморрагической септицемии и инфекционного некроза гемопоэтической ткани лососевых, 2002/878/ЕС по контролю Bonamia ostereae и Merteilia refringens и 2003/466/ЕС в части планирования мер по борьбе с инфекционной анемией лососевых.

Директива ЕС 2008/946/ЕС о карантине водных животных внедрена Регламентом от 11 ноября 2010 года № 1458 в части введения и соблюдения карантинных мероприятий на фермах по разведению аквакультуры.

Процедуры уведомления международных сообществ.

В соответствии с международными соглашениями, Норвегия информирует о вспышках болезней животных на своей территории другие страны ЕЭЗ.

Кроме того, как член МЭБ, Норвегия информирует МЭБ о вспышках болезней животных.

План действий в случае чрезвычайных ситуаций.

Mattilsynet ответственна за организацию работы в случае возникновения широкого спектра чрезвычайных ситуаций. Для эффективного управления в режиме чрезвычайной ситуации утвержден План управления в случае чрезвычайной ситуации, который предусматривает порядок подчинения, организацию кризисного центра, систему раннего оповещения, собственную систему оповещения и систему коммуникаций.

Управление в критической ситуации осуществляется на двух уровнях: центральном и региональном.

3.      Контроль пищевой продукции животного происхождения

Mattilsynet несет ответственность за контроль и мониторинг продукции животного происхождения.

Mattilsynet проводит аттестацию предприятий, подлежащих аттестации согласно Директиве ЕС 853/2004. Заявка на аттестацию подается предприятиями в электронном виде через систему МАТБ.

Оценка предприятий проводится региональными офисами Mattilsynet, который выдают предприятиями сертификат о полной или частичной аттестации.

Производство рыбной продукции - единственная отрасль пищевой промышленности, ориентированная преимущественно на экспорт. Другие отрасли производят продукцию преимущественно для домашнего рынка.

Производители несут ответственность за маркировку продукции, а официальный контроль проводится в рамках надзора и аудитов предприятий.

Отдел по рыбо- и морепродуктам Департамента контроля Mattilsynet ответственен за выполнение законодательства в области безопасности продуктов питания и здоровья рыб в части, касающейся рыбы и двустворчатых моллюсков. Региональные офисы Mattilsynet осуществляют инспекции, аудиты и аттестацию предприятий.

Список зарегистрированных и аттестованных предприятий генерируется автоматически системой МАТБ и обновляется ежедневно.

Официальный контроль добычи, выгрузки, транспортировки, переработки, продажи и розничной торговли проводится региональными офисами.

Информация о частоте контроля и зонах особого контроля направляются им ежегодно.

Отдел экспорта и импорта также является контактной организацией в системах TRACES и RASFF. Все контрольно-пропускные пункты имеют доступ в RASFF и все они используют TRACES.

На сегодняшний день в Норвегии существует 15 ветеринарных пограничных контрольно-пропускных пунктов. 11 из пунктов возглавляются официальным ветеринарным врачом, оставшиеся 4 - официальным рыбным инспектором.

Сведения об установленных законом полномочиях компетентного органа третьей страны;

3.1.   Законодательная база:

Полномочия Mattilsynet в области контроля производства и безопасности пищевой продукции регламентируются Законом о пищевой продукции от 19 декабря 2004 года № 124. Этот законодательный акт дает право Mattilsynet выполнять ряд задач в области контроля безопасности и производства пищевых продуктов.

3.2.   Полномочия компетентного органа.

Mattilsynet обладает необходимыми юридическими полномочиями для принятия управленческих решений в целях обеспечения соблюдения требований национального и европейского законодательства в сфере безопасности пищевых продуктов.

Эти меры включают в себя запрет на импорт, экспорт и маркетинг, уничтожение животных и некачественной продукции, ограничение ее оборота, применение специальной маркировки или специального лечения. Кроме того, могут быть выданы предписания на проведение специальных процедур по очистке и дезинфекции помещений либо приостановление в целом деятельности предприятий.

Mattilsynet также имеет право налагать штрафы в принудительном порядке. Правоохранительная деятельность при этом основывается на принципах пропорциональности, все меры должны быть действенными и убедительными.

3.3.   Контроль исполнения законодательства.

Государственные согласованные программы контроля Технический отдел Центрального офиса Mattilsynet может инициировать программы контроля по контролю определенных параметров безопасности на территории нескольких регионов в отношении каких-либо видов продукции.

Проекты по контролю на государственном и регионально уровнях Департамент контроля Центрального офиса Mattilsynet может вводить проекты контроля для изучения и /или исправления уровня контроля в определенном промышленном секторе. Планы государственного контроля всегда управляются одним из региональных офисов.

Региональные офисы Mattilsynet могут проводить региональные планы контроля, обычно в качестве пилотных проектов для рассмотрения возможности их применения на общегосударственном уровне.

Национальные и Региональные форумы специалистов Департамент контроля Центрального офиса Mattilsynet проводит "Общегосударственные форумы специалистов” для тренинга персонала по вопросам контроля. В этих тренингах принимают участи специалисты центрального и региональных офисов. Региональные офисы Mattilsynet проводят "Региональные форумы специалистов" по вопросам, обсуждавшимся или предлагаемых к обсуждению на общегосударственном уровне.

3.4.   Меры, принимаемые компетентным органом страны-экспортера в случае выявления нарушений при экспорте продукции в ТС.

Центральный аппарат Mattilsynet направляет полученную от компетентных ведомств ТС информацию о выявленных в продукции несоответствиях требованиям ТС в соответствующий региональный офис, в зоне ответственности которого находится предприятие-нарушитель.

По всем уведомлениям проводится проверка, но принимаемые меры зависят от содержания уведомления.

Региональный офис самостоятельно принимает решение о необходимости проведения проверки предприятия и отбора образцов на основании данных о типе нарушения, истории проверок предприятия, сведений о соответствии предприятия требованиям, а также даты предыдущей проверки предприятия. Инспекции и отбор образцов осуществляется без предварительного уведомления предприятия.

Mattilsynet не имеет полномочий проводить расследование по случаям нарушения требований ТС в части, где они не совпадают с требованиями законодательства Норвегии.

По мнению Mattilsynet, перерабатывающие предприятия имеют сведения о требованиях страны-импортера, добровольно соблюдая их при отправке грузов в соответствующую страну.

В случае выявления несоответствий требованиям законодательства Королевства Норвегия, ЕС и международных стандартов, но не стандартов ТС, на предприятие налагаются коррекционные меры.

Во всех случаях предприятие бизнесу дается указание провести внутреннюю проверку для выявления причины нарушений. Такая проверка включает внутренний пересмотр гигиенических процедур и системы обеспечения качества.

Анализ контрольных образцов должен проводиться в аккредитованной лаборатории.

Если предприятие не может скорректировать процессы производства, Mattilsynet может приостановить сертификацию продукции такого предприятия на экспорт.

4       Сведения о подготовке и переподготовке персонала компетентного органа третьей страны, ответственного за инспектируемые предприятия;

4.1.   Система подготовки специалистов

Для обеспечения надлежащей подготовленности персонала Mattilsynet проводит программы повышения квалификации как на национальном, так и на региональном уровнях.

Проводятся курсы программ: ЕС:

Тренинг по улучшению безопасности пищевой продукции

Государственные программы Норвегии:

Программы по общему контролю, в том числе по темам Пограничный контроль, микробиологические исследования и анализ, вода, санитария продукции, корма, взаимодействие при контроле, материалы, контактирующие с пищевой продукцией;

Программы по контролю здоровья и благосостояния рыбы;

Программы по контролю экспорту рыбы, рыбо- и морепродукции;

5.      Программа мониторинга продукции аквакультуры.

Мониторинг продукции аквакультуры осуществляется в соответствии с Регламентом 96/23/ЕС.


Возврат к списку